Создание мастера

Звание «мастер» так часто используется в сообществе боевых искусств, что оно потеряло большую часть своего истинного значения. В прошлом звание «мастер» был знаком уважения. Это звание в сообществе давали тому, кого сообщество признало особо искусным в практике специфического стиля боевого искусства. Большинство «мастеров» были старыми людьми, поскольку они занимались боевыми искусствами большую часть своей жизни и развили очень высокий уровень навыков. Некоторые из них создали новые системы боя или улучшили существующие за время их изучения. У всех мастеров была одна отличительная особенность. Любой человек, которого считали мастером боевого искусства, мог получить вызов на поединок от других мастеров или даже от предполагаемых учеников. Звание мастера накладывало ответственность, и мастер должен был защищать свою честь.

Сегодня самозванные “мастера” и даже «великие мастера” понимают это звание совершенно иначе. Каким же образом мы можем узнать «мастера», если мы столкнулись с ним? К счастью, существуют некоторые особенные черты и признаки, которым обладает каждый истинный мастер.

Технические навыки – важнейшая из этих особенностей. Как уже говорилось ранее, истинный мастер должен обладать высоким уровнем технического мастерства, который появляется только после многих лет практики. Движение не должно быть только быстрым. Оно что более важно, должно быть “непрерывным и плавным”.

Понаблюдайте за движениями начинающего ученика, а потом сравните их с такими же движениями старших учеников. Различие между ними будет очевидным. Точно так же, должно существовать заметное различие между старшим учеником и мастером. В то время, как эти различия могут казаться менее очевидными для неопытных глаз, старший ученик всегда ощущает различие между собой и мастером. Навыки мастера приобретаются только после многих лет регулярной практики и самопожертвования.

Открытое сознание – это другой признак истинного мастера. Это абсолютно необходимое условие для достижения высокого уровня мастерства в боевых искусствах. Без этого просто невозможно изучить боевое искусство должным образом.

Решение делать всё по-своему может быть пагубным. При изучении боевого искусства необходимо изучить всё существующее прежде, чем высказывать любые суждения о предмете. Очень часто трудно даже осмыслить искусство, если время не потрачено на его изучение. Только после того, как вы потратили много лет на изучение и практику какого-либо искусства, можно сделать заключение о его ценности. Без «опустошения вашей чашки” трудно учиться.

Обучаемость – это способность слушать и учиться. При изучении нового приёма не отбрасывайте его на том основании, что это “то же самое, что техника номер 59 из стиля “Который знают все”. Гораздо более вероятно, что это совсем другая техника. Изучайте ситуацию, позицию и тайминг, в которых эта техника используется. Очень часто эти элементы отличают “технику номер 59” от техники в изучаемом искусстве.

Готовность надевать белый пояс год за годом, десятилетие за десятилетием – очень важная черта мастера. Не существует никакого «самого лучшего» боевого искусства. Если бы оно существовало, то разве имели бы мы столько различных стилей? Некоторые стили являются «лучшими» для ударов ногами. Некоторые стили являются «лучшими» для ударов кулаком или захватов. Некоторые стили являются лучшими для оружия. Обучение в различных стилях противоречит традиционному подходу, но помогает заполнять существующие пробелы в технике.

Истинный мастер боевого искусства не имеет эго. Как правило, тот, кто много говорит о своих смертельных ударах, наименее опасен. Истинный мастер не имеет никакой потребности хвастаться. Его действия говорят громче любых слов.

Одним из лучших примеров боевых мастеров является Дэн Иносанто. Он очень скромен, но обладает выдающимися навыками. Если изучить его биографию, то это будет очевидным. Он родился в 1936 году и начал изучать Окинаватэ и дзюдзюцу в возрасте десяти лет. В 1957 году он изучал дзюдо с Дюком Ёсимура, а в 1959 году начал изучать Титорю каратэдо.

В 1961 году он встретил человека, который оказал влияние на всю его жизнь. Этого человека звали Эд Паркер, и он был “Отцом американского каратэ”. В 1964 году на Международном первенстве по каратэ Паркер познакомил Иносанто с Брюсом Ли. Иносанто отвечал за поездку Брюса по городу. После возвращения Брюса в гостиницу эти двое продолжали обсуждать боевые искусства всю ночь до утра. Брюс предложил Иносанто провести спарринг. По каким правилам? Брюс должен был использовать только джеб против любых ударов руками и захватов Иносанто. Результаты? Иносанто немедленно стал верным учеником Брюса Ли!

Ли, должно быть, нашёл что-то, что он любил в Иносанто. Дэн быстро стал одним из лучших друзей Ли и его старшим учеником. В то время, когда Ли снимался в кино, Иносанто проводил занятия в школе Брюса. Иносанто помогал Брюсу в развитии концепций и теории Джиткундо. Джиткундо было искусством, пропагандирующим революционный путь изучения и практики боевых искусств. Вместо того, чтобы ограничиться одним определённым стилем, Ли и Иносанто изучали различные боевые искусства. Как только силы и слабости каждого стиля становились понятными, слабости отвергались, а сильные стороны сохранялись и использовались в Джиткундо. Цель состояла в том, чтобы развить новый «стиль», который будет эффективно работать для каждого индивидуума. Из-за генетических особенностей (скорость, тайминг, рост, сила, выносливость, и т.д.) и личных предпочтений все люди, изучающие боевые искусства, не должны, как роботы, использовать один и тот же способ самообороны. Каждый человек различен, и поэтому он самовыражается несколько иначе.

Сегодня Дэн Иносанто руководит Академией боевых искусств в Лос-Анджелесе. Он также путешествует по всему миру 48 уикэндов в год, преподавая боевые искусства. Он не только высший авторитет в Джун Фан/Джиткундо, но и опытный инструктор более, чем двадцати различных стилей филиппинских боевых искусств. Он также является президентом Ассоциации Шутреслинга (shoot wrestling association) и имеет лицензии инструктора в тайском боксе, краби крабон, Вин Чунь, кэнпо каратэ, Сёринрю каратэ, тайцзи, нескольких стилях индонезийского, малайского и филиппинского силат, Джиткундо и других видов боевых искусств. С “пустой чашкой” он продолжает изучать новые стили и методы. Среди его последних увлечений бразильское дзюдзюцу.

Дэн Иносанто, без сомнения, есть истинный мастер боевых искусств. Он лишён эго и обладает навыками мирового класса. Если вы когда-либо получите возможность встретиться с этой “живой легендой”, сделайте это. Вы не пожалеете.