«В постижении Дао без искусства не сможешь сделать и одного шага» (Чжуан Цзы).

Сегодня под ушу понимается традиционная система единоборств, существующих в Китае. Под эгидой этого искусства сегодня объединяются и боевые искусства, и комплексы гимнастических упражнений, вместе образующие целостную систему физического и духовного самосовершенствования.

Истоки ушу проистекают из необозримых пучин древности, из глубин семитысячелетней истории Китая. Великая Поднебесная империя стала тем тиглем, в котором сплавились воедино религия — с историей, философия — с медициной, гимнастика — с искусством ведения войны, что породило свой, особый, ни с чем не сравнимый вид единоборств. Поэтому на сегодняшний день искусство ушу — явление более высокого порядка, чем обычная боевая практика. Через гимнастические упражнения, через психофизический тренинг — цигун, через постоянные тренировки ученик приходит к глубинному осознанию своего внутреннего «я«, к пониманию своего жизненного пути и предназначения.

Официально ушу вошло в когорту боевых искусств лишь после 1911 года — до этого оно было повседневной практикой в шаолиньских монастырях, где культивировались десятки и сотни самых различных стилей и подстилей этого искусства. Еще давным-давно даосские монахи, наблюдая за грациозными животными, обитающими близ водоемов, сложили так называемые «звериные« стили ушу, названные в честь этих чудесных созданий. Китайцы издавна считали, что животные, живущие в дикой природе, обладают великолепными навыками выживания и самозащиты. На данный момент существует пять основных стилей ушу: стиль тигра, журавля, леопарда, змеи и дракона. В Европе эти стили ошибочно именуют кунг-фу: на самом же деле этот термин, возникший лишь в XX веке, означает лишь приобретенное посредством долгих тренировок либо упорного труда мастерство, и к ушу имеет такое же отношение, как и к любому другому виду единоборства.

На сегодняшний день существует великое множество школ ушу, которые с трудом поддаются классификации: так обширна многоцветная палитра этого великолепного искусства. Нынешнее многообразие стилей ушу проистекает от разноплановой социальной иерархии традиционного Китая: в средневековой Поднебесной империи ушу занимались все — начиная от ученых чиновников, и заканчивая буддистскими монахами. Мастера ушу подчеркивают, что нет стилей плохих или хороших, сильных и слабых — есть плохие или хорошие ученики.

Но все же, невзирая на запутанную и противоречивую систему типологии, в этом искусстве можно выделить ряд основных направлений. На данный момент существует несколько способов классифицировать ушу, чтобы сориентироваться в безбрежном море техник и приемов.

Гармония внутри и снаружи

Традиционно стили ушу подразделяются на внешние и внутренние. По мнению мастеров ушу, энергия человека должна свободно циркулировать как за пределами человеческого тела, так и внутри него, и лишь в единстве внутреннего и внешнего личность обретает гармонию. Если для внешних стилей больше характерно использование мускульной силы и ударов, то внутренние стили ставят акцент на развитии гибкости и умения управлять внутренней жизненной энергии — ци. И внешний, и внутренний стиль неразрывно связаны между собой: доподлинно известно, что многие выдающиеся мастера внутреннего стиля в юности проходили активную подготовку в области стиля внешнего.

К наследующим традицию внешних стилей направлениям можно отнести школу шаолиньского ушу. Воинственное и динамичное, оно всегда ассоциировалось с началом «ян«: не случайно основное внимание в подготовке бойца, владеющего внешним стилем, уделялось развитию выносливости и физической силы.

К внутренним стилям ушу, существующим под эгидой начала «инь«, относятся тайцзи — «великий предел«, багуа — «восемь триграмм«, синьи — «форма мысли-сердца«. К внешним — таолу — «комплекс дорожек«, саньда — «свободные удары«, туйшоу — «толкающие руки«, дуаньбин и чайбин — поединки на длинном и коротком оружии.

Обширная география Поднебесной

Отправной точкой для деления школ ушу на южные и северные послужил XVII век. Именно тогда два берега реки Янцзы — южный и северный — послужили лагерями для представителей обоих направлений. Традиционно считается, что для северного стиля ушу больше характерны удары ногами, а также многочисленные передвижения с места на место, а южный стиль характеризуют движения руками и сохранение неподвижности. Однако, существует масса школ и направлений, которые опровергают эту схему.

В южном Шаолине был разработан стиль ушу вин чун (wing chun) — «вечная весна«. Именно вин чун в свое время взял на вооружение непревзойденный Брюс Ли. В северном — были разработаны стили чо цзяо, что переводится как «пронзающие ноги«, и чан цюань — «длинный кулак«.

Так или иначе, все стили и школы ушу роднит между собой единый принцип — принцип упорядочивания энергии. Гармонизация инь и ян, согласование работы тела как сосуда для духа и движения духа в их неразрывном единстве — вот краеугольные камни философии ушу, вне зависимости от исповедуемой школы и стиля. На сегодняшний день ушу доступно всем — вне зависимости от пола, возраста, телосложения и физической подготовки. Оно было, есть и остается уникальной духовной практикой. Не зря старинная пословица гласит: «Силу побеждает техника, а технику — дух».