Ката в Айкидо
Не айкидока часто удивляются, когда я говорю относительно ката в айкидо: «Вы говорите о тех, которые делают в каратэ?” Даже большинство айкидока знают ката только, как термин, который касается формы в противоположность применению, или в связи с сольными или парными комплексами с оружием, которые ввёл в практику тренировок Сайто сэнсэй. Уэсиба Морикэи не одобрял ката, как тренировочный метод. Он твёрдо верил, что «статическое” предварительное оговаривание используемых техник противоречит принципу непосредственной спонтанной передачи техники от богов. Поэтому в большинстве стилей айкидо ката, как комплекс заранее обусловленных техник не используется в качестве метода обучения. Кэндзии Томики, подобно его мастеру Дзигоро Кано до него, чувствовал, что ката являются ценным средством обучения и включил их в свою систему. Сегодня, большинство практикующих Томики айкидо могут сказать вам, что ката является набором техник, практикуемых с партнёром для изучения основных принципов этого стиля.
Фактически, японский термин ката охватывает всё выше сказанное и более того. Известный исследователь боевых искусств ( Донн Драегер определяет ката, как «заранее обусловленную форму» и продолжает объяснять в своей книге “Классические будзюцу”, что «ката стали… главным методом обучения для всех будзюцу… [потому что] это — единственный путь которым действия, которые характерны для будзюцу, могут практиковаться без опасности ранить или убить противника”. Очевидно, в течение периода Сэнгоку Дзидаи (Период Враждующих Царств), воины имели вполне достаточную возможность испытать различные спонтанные техники на поле битвы, и в дальнейшем предпочли отрабатывать на тренировках навыки, которые обеспечат воину тот “фундамент”, на котором нужные техники могли бы возникать спонтанно в нужный момент. Это достигалось путём бесчисленных повторений ката.
Воины использовали этот метод обучения, возможно потому, что многие из техник ката и комбинации ударов, как полагали, были созданы основателем данного рю под влиянием божественного вдохновения. В любом случае, ката содержало знания и опыт, приобретенный успехами на поле битвы, или одного гениального бойца, или обобщения накопленного опыта многих. Каждая техника в последовательности движений ката представляет определенное изучение ситуации ( мааи, камаэ, способ нападения или оружие. Каждое ката было составлено так, чтобы подчеркнуть его специфическую направленность. Ката составлялись различной сложности с постепенным её увеличением. Используя эти разумно безопасные предопределённые последовательности движений, воины могли тренироваться на пределе для развития своих рефлексов, интуиции и храбрости, чтобы остаться в живых в сражении.
Ката рассматривалось, как существенный компонент духовной “закалки”, как духовная «основа» тренинга. Они становились всё более и более важными, когда классические традиции, стали развиваться по мирному пути. «Можно сказать, что ката наполнены “физическими коанами” или загадками, ситуациями, которые вызывают технические кризисы» (Драегер “Классические будо”). Чтобы решить эти загадки, должен произойти процесс интуитивного обучения через действие, и этот познавательный процесс постепенно открывает технические и духовные истины, необходимые для достижения подлинного мастерства в любом виде боевых искусств.
Ката также существуют в большинстве современных японских боевых искусств, хотя их значение там легко может быть утрачено в случае преимущественно спортивного развития этого искусства. И основатель дзюдо, Кано Дзигоро, и его ученик, Томики Кэндзии, оба верили, что практика ката должна существовать бок о бок с обучением рандори. Ката есть исследовательская лаборатория, в то время, как рандори или свободная практика, есть практические испытания. Доктор Кано, консультируясь с мастерами дзюдзюцу, развивал различные Кодокан ката, чтобы иллюстрировать разные принципы дзюдо и обеспечивать такой метод обучения, при котором ученики могут исследовать технику в идеальных условиях, чтобы проникнуть в их сущность. В Кодокан ката «все техники служат, как средства для экономии энергии, что предписывает принцип максимальной эффективности» (Отаки и Драегер “Дзюдо: Формальные техники”).
Томики Кэндзии сэнсэй также намеревался в своих ката реализовать принципы его айкидо, но в отличие от дзюдо, где изучение ката обычно начинается после того, как практикующий уже знаком с основами техники и имеет опыт рандори, в Томики айкидо рандори но ката служат, как введение в технику. Таким образом, эти базовые ката обеспечивают своего рода идеальный образец, с помощью которого каждый индивидуум может понять сущность основных принципов и научиться применять их к различным ситуациям, с которыми сталкиваются в рандори.
Томики сэнсэй, однако, был обеспокоен тем, чтобы его искусство не стало «спортивным айкидо”. Для того, чтобы обеспечить необходимый баланс в развитии и создать прочную основу для изучения техник, которые он и его партнер Хидео Оба узнали от Уэсиба сэнсэй, они вместе создавали то, что известно сегодня, как шесть Корю но ката, или “классические” ката. Каждое из этих ката, которые содержат от 25 до 50 техник, направлено на различную техническую проблему, используя техники нападения и защиты, которые не могли быть безопасными, если бы выполнялись в рандори. Набор используемых приёмов, таким образом, немного отличается от айкидо других стилей. Используя достижения обоих мастеров, мы можем получить много пользы от изучения ката.
Очень важно, однако, чтобы те, кто участвует в изучении ката, всегда помнили, что О-сэнсэй был абсолютно прав. Главная цель изучения ката или формы заключается в воспитании способности, в конечном счете, отбросить, сломать или превзойти эту форму ( сю, ха, ри (следуйте форме, разрушайте форму и отбросьте форму). Энергичное обучение в пределах формы ( самый первый шаг.
Когда мы практикуем ката в любом боевом искусстве или пути, мы пользуемся наследством, оставленным нам мастерами прошлого. Путь к свободе, к разрушению формы, заключается в самих формах. Наша задача состоит в том, чтобы найти этот Путь.
С большим количеством уникальных материалов по айкидо можно познакомиться здесь.