Вин Чунь: наука ближнего боя

Существует множество интерпретаций или стилей китайского боевого искусства известного, как Вин Чунь, которое преподают во всём мире. В пределах этих разновидностей, как во всех прочих боевых системах, имеются свойственные им сильные и слабые стороны, хорошие и плохие элементы, тонкие и не очень тонкие различия. Однако, любая специфическая школа или стиль инструктора должны соответствовать общим критериям стиля Вин Чунь, в основе которого, как считают, лежит объединение наиболее эффективных теорий боя и техник нескольких китайских систем произошедшее приблизительно два столетия назад. Прежде всего, речь идёт о трёх отличительных качествах, которыми являются простота, прямота и эффективность.

В Мельбурнском Клубе Китайских Боевых Искусств (melbourne chinese martial arts club) все аспекты нашего обучения опираются на эти три качества. Наша философия заключается в том, что, если что-то требует чрезмерного движения, силы или энергии, то мы не хотим тратить на изучение этого тренировочное время, если существуют более практичные методы. Как говорит наш шифу Вон Шун Леун (wong shun leung), который живёт в Гонконге: «Вы можете всегда вернуть потерянные деньги, но никто не в илах вернуть потерянное время”. Шифу Вон верил, что, если ученику позволяют тратить время на то, что вряд ли будет использовано, это значит, что инструктор не только обманывает своих учеников, но и себя самого тоже.

Вин Чунь – это стиль, основанный на логике и науке. Он не требует ни большой силы, ни хорошей спортивной подготовки. Главное, что необходимо, это точное понимание некоторых основных принципов боя и техники стиля. В Вин Чунь мало просто копировать движения инструктора. Каждый должен знать точно, почему что-то делается, когда это применить и, наиболее важно, как развить и совершенствовать свои навыки.

Мы в своём клубе китайских боевых искусств (mcmac) не тратим времени на удары по воздуху, а больше занимаемся практикой и в бою со многими партнёрами постоянно проверяем принципы и концепции, заложенные в трёх основных тренировочных комплексах стиля Вин Чунь, а именно (1) Сиу Ним Тао, (2) Чам Киу и (3) Биу Цзи. Тренировка с деревянным манекеном (Мук Ян Джон) также помогает развивать хорошую позицию и точные техники. Манекен позволяет практиковать техники, которые невозможно отрабатывать на живом тренировочном партнёре. Кроме разнообразных тренировочных упражнений, выполняемых с партнёрами, мы в mcmac также уделяем много времени Чи Сау или упражнению «липкие руки”, чтобы развить мгновенные реакции и техническую точность.

Чи Сау в последние годы очень часто понимают неправильно. Есть такие, кто говорят, что Чи Сао не имеет никакого применения в рукопашного бою и отказываются от него, как от бесполезного упражнение. Есть и те, кто делают только Чи Сао, но по совершенно неправильным причинам. Чи Сао есть простое средство развития практических рефлексов и доведения их до точки, где сознательное размышление устранено. Это не боевое средство, но это обеспечивает ту окружающую среду, которая необходима для развития точности и реакции. Эти качества требуются для борьбы с противником в самом опасном диапазоне, то есть на чрезвычайно близком расстоянии, где многие другие системы борьбы не имеют эффективных ответов.

Главная цель Чи Сау – развить у бойца Вин Чунь способность инстинктивно находить или создавать бреши в защите противника. Чувствительность, развитая через Чи Сау, такова, что всякий раз, когда путь нападения (бойца Вин Чунь) блокирован, он автоматически изменяет направление атаки и продолжает нападение. Если враг не использует эффективную защиту, то нет никакой потребности в применении Чи Сау. Другими словами, боец Вин Чунь не использует Чи Сау для борьбы с противником, но если его нападение блокировано противником, то обучение Чи Сау даёт ему средства, чтобы преодолеть эту проблему. Стиль Вин Чунь по своей природе является системой нападения. Боец Вин Чунь верит, что лучшая форма защиты – нападение.

Другое большое преимущество Чи Сау над спаррингом, который обычно используют в других боевых искусствах, в том, что урок не превращается в обмен ударами, а “синица плетёт кружево”, если можно так выразиться. Тренировка Чи Сау поощряет ученика Вин Чунь относиться к каждой угрозе, как реальной и полностью сокрушать противника при первой возможности, чтобы сделать его неспособным использовать любой вид защиты. Другими словами, через Чи Сау ученик Вин Чунь учится доминировать над ситуацией, никогда не бояться идти вперёд и никогда не делать ошибку обмена ударами с врагом.

Вин Чунь фактически тренирует бойца в порядке обратном для многих других систем рукопашного боя. Первый диапазон, в котором идёт подготовка, – короткая дистанция. Теория стиля гласит, что поскольку большинство схваток заканчивается в этом диапазоне, то нужно превзойти противника в бою именно там. Потом дистанция постепенно увеличивается. Уже после короткого времени тренировки ближнего боя ученик Вин Чунь начинает понимать его эффективность и у него развивается предпочтение к этому диапазону.

Вопреки тому, что говорят многие критики Вин Чунь, в этом стиле действительно есть техники средней и дальней дистанций и соответствующие стратегии. Вин Чунь использует удары ногами и борьбу на земле, но это требуется настолько редко, что многие думают, что этих техник не существуют в пределах системы. Вин Чунь изучает эти техники и концепции таким образом, что некоторые ученики не в состоянии оценить правильно их существование и боевой потенциал.

Шифу Вон Шун Леун, у которого автор долго учился в Гонконге, был человеком, который искренне верил в важность практического опыта и много раз подвергал проверке свои боевые навыки ради улучшения Вин Чунь и доказательства его эффективности в реальном бою. Он относился к Вин Чунь скорее, как к боевому навыку, чем боевому искусству, потому что навык – это то, что можно проверить на практике и улучшить, а искусство субъективно. В музыке или живописи вы не можете доказывать, что произведение является хорошим или плохим. Это скорее вопрос вкуса. Однако, если вы думаете, что «a» может победить «b», то это можно проверить на практике.

Именно в этом заключается наш подход к обучению Вин Чунь, который происходит от философии моего учителя, шифу Вон Шун Леуна, человека, который прославил Вин Чунь в Гонконге в 50-х и 60-х годах, когда он участвовал в бесчисленных схватках вызова против бойцов всех стилей, включая боксёров и фехтовальщиков, и остался непобеждённым. Брюс Ли воспринял многие из его боевых концепций, когда он учился у шифу Вона в те дни. Позднее Брюс применил этот подход к его собственному обучению, в результате чего возникла его собственная концепция боя – Джиткундо.

Мы полагаем, что не все стили Вин Чунь одинаковы и, если человек проверит собственное обучение, спрашивая, являются ли его действия действительно простыми, прямыми и эффективными, то это может быть хорошо. Ответ на вопрос весьма прост: если вы не контратакуете в ответ на атаку противника, то это не Вин Чунь. Если вы должны думать над своим ответом, то это всегда лишком поздно! В этом суть пути Вон Шун Леуна.

Чтобы соответствовать самым высоким требованиям, наши инструкторы и ученики регулярно проводили длительные тренировки в школе шифу Вона в Гонконге. Настолько часто, насколько возможно, мы приглашали шифу Вона в Австралию проводить занятия и семинары, когда он был жив. Мы стремимся передавать самые лучшие навыки Вин Чунь и делиться знаниями со всеми, кто хочет этого. Вы обнаружите, что ученики Вон Шун Леуна могут ответить на те вопросы, для которых вы не сумели найти удовлетворительное решение. Мы уверенны, что имеем ценные знания, которые готовы разделить с вами.