Петер Урбан: я верю в "До"
Петер Урбан – пионер американского каратэ, создатель международной организации Американская Ассоциация Годзю, автор нескольких популярных книг по каратэ, пропагандист и популяризатор стиля Годзюрю в США.
Родился 14 августа 1934 года. Начал изучать каратэ в возрасте 18 лет в Японии у мастера Ричарда Кима. В течение 1954 года был утидэси в додзё Ямагути Гогэн в Токио. В 1955 году учился у мастера Ояма Масутацу. Во Всеяпоском чемпионате по каратэ среди студентов (1957) представлял додзё Ямагути Гогэн. Женился в 1958 году на японке Мэико (в настоящее время умерла), которая родила ему дочь.
В 1959 году вернулся в США и открыл своё первое додзё в городе Юнион, штат Нью-Джерси. Там он активно рекламировал имена мастеров Ямагути, Ояма и Кима. Был главным судьёй на первом чемпионате по каратэ в США (1962). В 1964 году вторично посетил Японию для продолжения обучения, а в следующем году официально зарегистрировал свою организацию Американская Ассоциация Годзю.
В 1966 вышла в свет его первая книга «Каратэ додзё», которая сразу же сделала его знаменитым и обеспечила ему международное признание. В 1967 году открыл своё знаменитое «Чайнатаун Додзё» в Нью-Йорке, обучение в котором прошли многие известные мастера каратэ США. В 1977 году Урбан открыл свой первый филиал в Италии, и его организация стала международной. В 1978 году защитил первую из нескольких своих докторских диссертаций по метафизике. В настоящее время активной преподавательской деятельности в связи со своим возрастом не ведёт. В додзё Урбана проводятся занятия по специальным программам обучения самозащите.
Далее публикуются наиболее интересные выдержки из интервью мастера, которое он дал Саймону Лайлей, репортёру журнала «combat». Впервые опубликовано в марте 1993 года.
ВОПРОС: Что говорил Ямагути Гогэн о мастере Мияги Тёдзюн?
ОТВЕТ: Ямагути Гогэн почитал мастера Мияги значительно меньше меня, хотя я никогда не встречался с Мияги сэнсэй. Мне всегда казалось, что Ямагути сэнсэй уважал своего Учителя значительно меньше, чем был должен. Я не думаю, что их стили были совершенно одинаковы. Мне известно, что Ямагути Гогэн внёс в стиль Годзюрю радикальные изменения. Однажды Ямагути сэнсэй сказал мне, что, по его мнению, он продвинул Годзюрю значительно дальше, чем Мияги сэнсэй.
ВОПРОС: Как долго Ямагути сэнсэй обучался у мастера Мияги? Различные авторы называют сроки от одного до трёх лет. Вы знаете это лучше других.
ОТВЕТ: Об этом он никогда не говорил, но я видел фотографии в его домашних альбомах, где он снят вместе с мастером Мияги и другими знаменитыми мастерами каратэ.
ВОПРОС: В своей книге «Каратэ додзё» Вы написали что, мастер Мияги в своём завещании назначил Ямагути сэнсэй своим наследником, главой стиля Годзюрю…
ОТВЕТ: Да. Это произошло только по одной причине. Мастер Мияги знал, что Ямагути Гогэн не является величайшим мастером каратэ, но он имел хорошее образование. Он мог создать организацию и руководить ею. Другие великие каратэка того времени отличались только физической силой. Сознавая это, мастер Мияги намеренно выбрал человека с самым большим интеллектом для продолжения дела своей жизни.
ВОПРОС: Знаете ли Вы, какой пояс присвоил мастер Мияги своему ученику – Ямагути Гогэн?
ОТВЕТ: Я этого не знаю. Я только предполагаю, что это мог быть шестой, седьмой или восьмой дан. Позднее, после встреч с представителями Будокан и под влиянием политических мотивов, ему был присвоен десятый дан. На встрече всех мастеров Годзюрю, организованной с помощью Будокан, был избран единый руководитель всего стиля – Ямагути Гогэн. Однако, я лично считаю, что мастерами десятого дан не становятся, ими рождаются.
В случае с Ямагути Гогэн присвоение ему степени дзюдан (10 дан) стало чисто юридической процедурой. Я использовал это, когда, в полном соответствии с законами штата Нью-Йорк, создал свою собственную организацию «Питер Урбан Каратэ Инкорпорэйтэд». Я понял, что десятый дан создаётся не Богом, а людьми, Он выбирается, как папа римский, когда кардиналы сами избирают себе главу. Для меня это означает, что кюдан (9 дан) не является «сверхчеловеком» или «пророком». К сожалению, так думают ещё очень многие.
ВОПРОС: Можете Вы описать типичный день из жизни мастера Ямагути Гогэн?
ОТВЕТ: Да, конечно. Он поднимался в четыре тридцать утра и совершал утреннее омовение. Купание для него было частью религиозных ритуалов и он считал воздействие воды на человека священным. Потом он завтракал. После этого он начинал работать, и эта работа продолжалась до тех пор, пока его голова не касалась подушки. Ямагути сэнсэй считал каждый новый день началом новой жизни. Он был настоящим «трудоголиком», хотя я не думаю, что это было психическим заболеванием. Японцы традиционно считают, что не существует ничего вне работы. Эта работа прекращается только тогда, когда перед ним открывается дверь крематория. Работа для японца является единственной целью и свидетельством его жизни.
Я лично никогда не понимал, в чём был смысл такого раннего подъёма, но он считал этот «ритуал» священным. В течение дня он всегда что-то делал. Всегда работал над чем-то: занимался каллиграфией, полировал камень, писал, обучал кого-то… Часто он делал несколько дел одновременно. Это был заядлый работник…
ВОПРОС: Верил ли Ямагути сэнсэй в карму и переселение душ?
ОТВЕТ: Да. Абсолютно и твёрдо.
ВОПРОС: Сколько раз день ел мастер Ямагути?
ОТВЕТ: Он ел три раза день. При этом он не брал в рот мяса, но всегда пил чай.
ВОПРОС: И он никогда не пил кофе?
ОТВЕТ: Никогда. Он не пил ничего возбуждающего. Он никогда не пил ничего спиртного и не курил, потому что считал это «неэстетичным».
ВОПРОС: Он даже во время праздников не пил сакэ? Даже во время празднования дня рождения? Даже из вежливости?
ОТВЕТ: Он был максималистом. Если он верил во что-то, то он в это верил! Только его жена разделяла его взгляды. Дети считали его эксцентричным, все, кроме младшего сына. Он с детства был похож на отца.
ВОПРОС: Расскажите о кангэйко (зимняя тренировка).
ОТВЕТ: О, господи! Это было сумасшествие! Тренировка с макивара, стоя в снегу по пояс… зверский холод на улице… удары по стволам деревьев… окровавленные руки… Потом бег, ускорения, пар, замерзающий в лёд, полное отсутствие воды, чтобы напиться. И это называлось тренировкой!
ВОПРОС: А летом было лучше?
ОТВЕТ: Хуже!!! Пот, москиты, жара, просолённые потом ги, схватки в воде и тренировки на песке…
ВОПРОС: Как долго продолжалось такое обучение?
ОТВЕТ: Неделю. Мы брали автобус и ехали в горы, или к океану, а домой возвращались через неделю.
ВОПРОС: Чем увлекался мастер Ямагути, его хобби?
ОТВЕТ: Его хобби было здоровье. Я уже говорил, что он постоянно работал – занимался каллиграфией, полировкой камня и прочим. Но его подлинной страстью было его собственное здоровье.
ВОПРОС: Мастер Ямагути говорил Вам когда-нибудь о «Бубиси»?
ОТВЕТ: Да, он показывал мне страницы оригинала этого манускрипта. Японское правительство конфисковало у него этот манускрипт, как национальное достояние, которое не может быть в частном владении. Но мне повезло увидеть эти страницы прежде, чем они были конфискованы. Теперь они хранятся в одном из музеев в Токио. Как Ямагути сэнсэй получил этот текст, я не знаю.
ВОПРОС: Мне бы хотелось спросить Вас о проблеме гайдзин (иностранцев)… Я предполагаю, что Ямагути сэнсэй не рассматривал Вас в этом свете, но уверен, что многие из его учеников (ваши сэмпай, кохай и дохай) делали это.
ОТВЕТ: О, да! Многие из их злились на меня очень сильно. Они относились ко мне так, словно это я убил их отцов во время войны. А мне было тогда всего четыре года! На Первом Всеяпонском Чемпионате Студентов они выбрали меня ( хотя могли бы выбрать одного из сыновей Ямагути сэнсэй) для боя с капитаном университета Тюо, который был корейцем. И он попытался убить меня сразу после команды судьи к началу боя. Я пришёл в ярость, и лучший ученик Ямагути, по имени Мияма, силой оттащил меня от противника. Я был единственным американцем, которого дисквалифицировали за грубость (и я очень горжусь этим!), потому что я хотел убить его. У него не был причин ненавидеть меня. Я ничего не делал с его отцом!
Я вспоминаю случай, когда Ояма сэнсэй во время занятий в додзё нокаутировал меня. Я не знаю, почему он сделал это… Возможно причина в том, что я однажды победил его в тренировочной схватке перед его учениками. Может быть, я слишком легко ломал кулаком камни. В то время считалось, что только Ояма сэнсэй способен на подобное… Не хочу строить догадки, но, как бы то ни было, сегодня я один из немногих, кто имел честь быть нокаутированным мастером Ояма.
Аналогичный случай произошёл у меня с Ямагути сэнсэй, который буквально вернул меня к жизни с помощью приёмов кацу, когда я рухнул на пол после его хлёсткого удара ногой мне в висок.
ВОПРОС: Вы были физически мертвы?
ОТВЕТ: Я знаю только, что потерял сознание. Первое, что я увидел, открыв глаза, было лицо Ямагути. После этого мне пришлось продолжать тренировку, потому что сэнсэй не позволил уйти домой и сказал: «Продолжай драться!…». Этому же я учил позже своих учеников. Даже, если я знал, что они не могут продолжать, я настаивал, чтобы они встали и продолжили схватку. Только я имел право и мог их остановить. В Англии, если Вы падаете с лошади, то должны снова сесть на неё, даже если у вас сломана нога. Так воспитывается характер.
ВОПРОС: Как относился Ямагути к тому, что вы учились и у других японских мастеров?
ОТВЕТ: Вы имеете в виду мастера Накаяма Масатоси? Я встречался с Накаяма сэнсэй и рядом других лучших каратэка Сётокан. Я фактически обучался в Хонбу Сётокан в течение двух месяцев, так как хотел иметь опыт обучения в додзё Фунакоси Гитин. Если Вы знаете, мастер Ямагути по особому уважительно относился к мастеру Фунакоси. Это было другой причиной моего большого желания учиться в додзё Сётокан.
ВОПРОС: Значит, Вы учились там с полной поддержкой Ямагути сэнсэй?
ОТВЕТ: Да. Я также учился у О-сэнсэй Уэсиба и его лучшего ученика –Тохэи Коити сэнсэй.
ВОПРОС: Можете Вы объяснить различие между каратэдзюцу и каратэдо?
ОТВЕТ: Слово «дзюцу» означает «способность» и «технику», а слово «до» означает «школу мышления», «Путь» или «размышление»… Я верю в «До».