Ката в каратэ
Встречаются люди, которые непреклонно отрицают ценность ката, утверждая , что они, как метод развития боевых навыков, бесполезны, и для спорта, и для самообороны. Прагматикам ката не кажутся достаточно практичными. В своём стремлении к непосредственному и упрощённому применению ката в реальном борю, они не могут увидеть то, что скрыто в ката и, таким образом, считают их полезными только для соревнований в ката.
Ката есть комплексы заранее обусловленных защитных и атакующих действий, включая сложные движения тела, каждое из которых является фактически ответом на удар одному или нескольким нападающим. На высшем уровне подготовки мастер боевых искусств ведёт бой против воображаемых противников в смертельном поединке.
Я сам относился к ката недостаточно серьёзно, но однажды, во время исполнении ката, я представил себе, что один из моих воображаемых противников пробил мою защиту. Я понял, что, если бы это был реальный бой, то удар был бы смертельным удар. Я настолько сильно пережил серьёзность этой ситуации, что, закончив исполнение ката, я почувствовал, что моя спина стала мокрой от холодного пота.
Существуют очень важные различия между боевым «искусством» и боевым «спортом» также как существуют различия между схваткой с воображаемыми противниками (как это происходит в ката) и реальным противником (как это происходит на турнире по спаррингу).
Независимо от того, как трудно проходит поединок бойцов на турнире, игра — это один из его основных элементов. Побеждает тот боец, который выигрывает более часто. Очевидно, что спортивный спарринг проводится таким образом, чтобы он был безопасным. Однако, при сильном воображении, даже ката может быть смертельным.
Техники спортивного турнира ограничены требованиями безопасности, а удары в полный контакт ограничены ещё сильнее. Только в ката боевой мастер может в полную силу исполнить такие традиционные разрушительные техники, как удар одним суставом, удар пяткой, удар локтем, удар коленом, удар в глаза и так далее.
Более того, на самых высоких уровнях, ката становятся своего рода “медитацией в движении”. В отличие от дзадзэн ( медитация сидя), ката рассматривается как додзэн (медитация в движении).
Изучение ката не обходится без трудностей. Ката содержат абстрактные и символические движения, и это не всегда легко понять без надлежащего руководства. Очень часто говорят, что древние мастера имели обыкновение скрывать специальные техники и их значение в ката таким способом, что только самые достойные ученики способны обнаружить эти значения. По этой причине, бункай или кайсэки ( анализ ката) становится очень важным для серьёзного ученика. Даже самый большой скептик не мог бы отрицать ценность ката, как полезного физического упражнения. Кроме улучшения координации движений, практика ката развивает силу, быстроту, равновесие, гибкость, и, в зависимости от уровня ученика и продолжительности его практики, может служить хорошим аэробным упражнением.
Много беспорядка и недоразумений возникает сейчас в результате того, что турнирные ката всё более и более отличаются от традиционных ката. Во время проведения соревнований на судей и аудиторию влияет большое разнообразие факторов. Успешный исполнитель ката на соревнованиях часто исполняет его ката “внешне”, в то время как истинное ката может быть прочувствовано и испытано только тогда, когда оно направлено внутрь. Незаметные, но очень важные движения мышц и дыхательный контроль не очевидны для зрителей и часто не учитываются судьями.
С другой стороны, широкие размашистые движения оцениваются выше их реальной ценности. Чтобы завоевать зрителей, спортсмен во время исполнения ката часто должен жертвовать внутренним содержанием ката. Но позвольте не быть слишком резким относительно соревнующихся в ката. Если турниры открыты для публики и эта публика платит деньги, чтобы наблюдать за ними, то нужно делать всё, чтобы зрители были довольны.
Во время тренировок я получаю огромное удовольствие от исполнения ката. На турнирах, однако, единственное время, когда я люблю исполнять мои ката, — то, когда я забываю о существовании судей и зрителей. Какое-то одухотворение исчезает из исполнения ката, когда боевой мастер сознаёт, что за ним наблюдают. На турнирах соревнования по ката легко превращаются в шоу.
Однако всегда существуют некоторые тонкости, которые позволяют каратэка улучшить исполнение ката.
Дыхание и контроль дыхания
Не требуется слишком долго объяснять, что правильное дыхание является очень важным для поддержания необходимого физического и умственного равновесия и правильного фокусирования каждой техники.
Существует общее правило: вдох делается во время подготовки и перехода, а выдох — в момент выполнения техники. Вдох нужно делать через нос. Концентрация на толкании воздуха вниз, на диафрагму, чтобы каждая порция воздуха опускалась бы в более низкую часть живота. В момент вдоха плечи должны быть полностью расслаблены, и даже в момент выполнения техники не должно быть никакой преднамеренной напряжённости в плечах.
Существуют различные типы дыхания, например, быстрый и короткий или длинный и глубокий. Каждый вид дыхания полезен и даже идеален для различных движений тела и мышечного контроля. Правильный киай должен быть неотделимым от дыхания.
Энергия и сила
Одно из важных преимуществ практики ката состоит в том, что каждый человек может находить собственный темп исполнения движений. Именно поэтому не существует никакого стандартного способа определения того, какая энергия и сила должны быть вложены в движения, хотя и можно сказать, что хорошее ката — это мощное ката. Истинная сила часто скрывается внутри, и нужно иметь опыт, чтобы увидеть её.
Ритм
Ката должно исполняться в некотором ритме, который соответствует таймингу в спарринге. Кроме того, каждое движение должно быть выполнено с интенсивностью, неотделимой от энергии и ритма. Правильный ритм в ката означает больше, чем ритм движения в танце. Если во время исполнения ката вы действительно воображаете себе реальных противников, то это, конечно, придаст ему жизни.
Каждый человек отличается от других людей, поэтому каждый каратэка будет использовать специфическое ката и его исполнение для выражения собственных умственных, физических и духовных качеств. Точно так же каждый человек использует другие слова и выражения, передавая одно и то же сообщение.
Баланс
Очевидно, что важность баланса не может быть преувеличена. Физический и ментальный баланс контролируются через центр, расположенный у каждого из нас в нижней части живота. Изучение нового ката есть в некоторой степени процесс изучения новой системы балансов. Не надо бояться потерять ваш баланс в обучении. В результате длительной практики ваш баланс станет все более устойчивым и, в конечном счёте, вы сможете исполнять всё ката без нарушения баланса.
В спортивных турнирах баланс есть, вероятно, наиболее важное качество, так как никакой стиль или техника не могут иметь смысла без хорошего баланса. Когда исполнитель не имеет баланса, он легко попадает под контроль своего воображаемого противника, а в реальной жизни может потерпеть из-за этого поражение.
Спортсменов гимнастов штрафуют за потерю равновесия, но намного более серьёзной может быть такая ошибка для боевого мастера.
Глаза и фокусирование
При исполнении ката жизненно важно, чтобы вы помнили, что находитесь всегда среди врагов и каждый удар наносите противникам, которые могли бы существовать реально. Слежение глазами за противником называется тяку-ган и считается критическим для выполнения ката. Новичок, вероятно, будет использовать для слежения за противником только свои глаза, но фактически, речь идёт о полной концентрации внимания. Кроме того, когда ваш взгляд направлен правильно, вы можете фокусировать ваши техники более решительно и с большей уверенностью. Фокусирование техники, или кимэ, обязательно в любой технике каратэ, и оно является источником её мощи.
Простые и сложные ката
Простые ката очень важны для развития базовой техники, но они должно выполняться старшими учениками также как новичками. Старший ученик способен превратить простые ката в мастерские. Напротив, когда новичок делает попытку исполнить более сложное ката, то он всегда выглядит, как новичок.
Вообще можно с уверенностью сказать, что ката, которое моделирует много различных ситуаций, лучше и интереснее, чем ката с простыми техниками и движениями. Лучшие ката должны содержать разнообразные блоки, атаки и перемещения тела. Из-за их сложности они больше подходят для спортивных турниров. Очевидно, что хорошо выполненное трудное ката будет оценено выше, чем хорошо выполненное простое ката.
Грациозность
Ката должно быть столь же красивым, как балет, и столь же точным, как гимнастика, хотя они существенно отличаются от них тем, что исполнитель ката должен соединить не только красоту и мощь движений, но и ощущение применимости исполняемых техник в реальных боевых ситуациях. Вот почему в ката глупо и бессмысленно стоять на пальцах ног, например, чтобы создать впечатление грациозности.
Другими словами, изящество должно быть проявлено в ката, как результат обработки человеком содержания, выраженного в физических движениях ката, и не должно быть чего-то искусственно добавленного к этому. Красота ката есть комбинация всех качеств, поэтому невозможно проявить грациозность без большой практики и тренинга в соответствии с указаниями мастеров.
Строго говоря, не имеется никакой такой вещи, как “совершенное ката”, потому что, по мере повышения вашего уровня, ваши «воображаемые» противники будут совершенствоваться тоже. Это ( непрерывный процесс приближения к совершенству.
Темп
Важный элемент, который следует подчеркнуть в отношении природы ката, есть тот факт, что каждый человек может исполнять ката в своём собственном темпе.
Пожилой человек, который уже не обладает прежними мощью и быстротой, может изменить ката и выполнять его в соответствии со своими способностями. Все мы становимся старыми, а кое-кто становится физически слабым из-за травмы или болезни. Мы тогда не можем состязаться с молодыми и сильными учениками. Ката, однако, можно практиковать с пользой, независимо от возраста. В этом смысле, ката очень индивидуальны. Каждый человек выражает себя в ката в соответствии со своими возможностями.
Если это правда, то как можно судить о превосходстве одного ката над другим? Если мы хотим соревноваться, то мы должны проводить обсуждения, но все они искусственны, поверхностны и произвольны. Соревнования есть игра. Соревнования по ката есть только часть этой игры. Они предназначены для того, чтобы стимулировать интерес к боевым искусствам и не более.
Я лично имел хорошую подготовку и удачно выступал в соревнованиях более десяти лет. Я выиграл почти все чемпионские титулы по ката в Соединённых Штатах в период между 1970 и 1980 годами.
Однако при этом я никогда не думал, что мои ката лучше, чем у моих конкурентов. Я всегда оценивал моё собственное исполнение после каждого соревнования, независимо от того, выигрывал я или проигрывал. Иногда даже после победы я не был доволен своим исполнением ката и продолжал тренировки. Точно так же, я бывал доволен своим исполнением и чувствовал себя отлично, хотя соревнования я проиграл.
С большим количеством уникальных материалов по каратэ можно познакомиться здесь.