Использование филосовских категорий при обучении рукопашному бою

Воинские искусства древности и в первую очередь, искусства Востока, были неразрывно связаны с тем или иным этико-философско-религиозным учением. Более того, философская база учения всегда лежала в основе тактико-технического построения школы боя.

Всё начинается с формирования отправных точек мировоззрения воинов. Так, например, учение буддийской традиции во многом основывается на знаменитой формулировке Гаутамы о том, что жизнь — это страдание, что страдания порождаются желаниями, и что тот, кто избавится от желаний, избавится от страданий.

Следствием подобных взглядов является воспитание так называемых воинов смерти, бойцов, научившихся контролировать свои желания и потребности вплоть до полного подавления инстинкта самосохранения

В противовес им последователи Шоу-даосской традиции или Спокойные считают, что попытка освобождения от желаний сама по себе абсурдна, поскольку, например, избавившись от желания есть, человек, в конце концов, умрёт, лишив себя самого драгоценного из всех даров — жизни. Спокойные полагали, что вместо того, чтобы бороться с собственными желаниями, нужно было лишь научиться контролировать и разумно удовлетворять их, не впадая в крайности потакания себе или излишнего аскетизма. Разумно контролируемые желания с точки зрения последователей Шоу-Дао придавали радость жизни и являлись стимулом к самосовершенствованию.

В философском подходе к осмыслению понятия «движение» разные школы воинских искусств тоже нередко придерживались полярных точек зрения. В боевых искусствах буддийской традиции движение рассматривалось, как законченное действие, имеющее начало и конец. Как следствие этого, рисунок боя представлял собой череду действий с короткими, но ярко выраженными остановками. Основой этих действий были чётко выраженные позы с переходами из одной фиксированной стойки в другую, смена стандартных позиций рук и т.д.

Основные стойки представляли собой особые положения тела с канонической постановкой ног. Не слишком многочисленные основные стойки нарабатывались, в том числе, длительными тренировками в стационарных позициях.

Подобный подход к обучению сказывался в том, что в рисунке боя или в ката без труда можно было вычленить череду сменяющих друг друга стандартных приёмов. В каждом приеме, в каждом движении можно было с лёгкостью увидеть начало и конец движения.

Для воинов даосской традиции движение представляло собой бесконечную череду перемен (перемена – это философская категория даосизма, характеризующая какое-либо законченное изменение). Перемена могла быть большой или маленькой, разительной или почти незаметной Череда перемен, подобно течению жизни, была безостановочной и неотвратимой. Как было бы невозможно остановить или повернуть вспять ход времени, также невозможно было остановить поток перемен. Время и перемены были неразрывно связаны между собой.

Даосская школа Спокойных шагнула ещё дальше, определив движение, как смену ряда застывших поз. Если школы буддийской традиции предпочитали прямую линию, как кратчайшее расстояние между двумя точками, движения пластичных боевых систем были движениями по кругам. Рассматривая прямую линию, как круг бесконечного диаметра. Спокойные постулировали, что все их движения — это движения круговые или движения перехода с круга на круг естественно, что определение «круг» в данном случае было гораздо более широким, чем, привычное нам, геометрическое определение круга. В рукопашном бою Спокойных стойки не были так чётко определены, как в школах буддийского направления. Они плавно перетекали одна в другую без чёткой границы перехода. Следует, впрочем, заметить, что и среди буддийских направлений существовали пластичные стили рукопашного боя, например, знаменитое айкидо, созданное несколько лет назад мастером Морихеи Уэсиба.

Для большей ясности различие между пластичными и жёсткими стилями боя можно сравнить с различием между строевым шагом и обычной ходьбой. Структура строевого шага обусловлена заранее. Его обычно отрабатывают до автоматизма, но он не приспособлен к значительным трансформациям. В некоторых условиях он действительно является эффективным, но строевой шаг менее приспособлен к изменениям в окружающей местности и к изменениям обстоятельств, чем ходьба. В гористой местности или при движении в темноте по пересечённой местности строевой шаг не лучший способ передвижения, в то время как не обусловленный стиль ходьбы гораздо лучше приспосабливается к обстоятельствам.

Итак, мы вплотную подошли к принципиальным различиям между пластичными системами и системами, не являющимися таковыми. Основным преимуществом пластичных систем является тот факт, что непрерывное движение по сложной траектории, не имеющее четко выраженных является и великолепной базой для совмещения в нём множества функций, таких, как, блок, защита, удар, бросок, болевое воздействие и т.д. Естественно, что и непластичные системы также имеют свои плюсы. Так, сильный и резкий удар по прямой с противоходом, обладает большим разрушительным воздействием, чем удар по округлой траектории, и зачастую в бою с менее подготовленным противником проще закончить бой прицельным прямым ударом. Однако в бою с равным или обладающим лучшей Физической подготовкой противником на первый план выходит тактика, эффективность и разнообразие приёмов.

В плане воздействия на человеческий организм пластические системы также обладают значительным преимуществом, оказывая гораздо более выраженный оздоровительный эффект на весь организм в целом, особенно у подростков и пожилых людей. Плавное перетекание одного движения в другое гораздо более благотворно для мышц и связок чем многократно повторяющиеся однообразные мощные движения конечностей с резкими остановками. Кроме того, стили буддийской традиции гораздо более энергоёмки и требуют значительно больших затрат времени и сил для достижения желаемых степеней мастерства.

В школе Спокойных тонкое чувствование перераспределения как внешних, так и внутренних сил тесно связано с ещё одной Философской концепцией последователей Шоу-Дао — концепцией «срединного пути».

Срединный путь — это следование так называемой «многозначной логике». Базой, привычной нам всем, двузначной логической системы, является свойственное европейцам полярное мышление. В двузначной логике существуют лишь два варианта ответа — «да» (исключающее «нет») и «нет» (исключающее «да»).

Спокойные считали» что существуют три варианта — «да»/ «нет» и «ни да/ни нет». «Ни да/ ни нет» было некой точкой устойчивого равновесия между полярными решениями и искусство находить подобный ответ, и было искусством нахождения срединного пути искусством «балансирования на спине ветра».

Недоступный привычной нам логике, глубинный смысл срединного пути отражался в классических даосских изречениях:

  • уступай и преуспеешь,
  • сгибайся и будь прямым,
  • опустошайся и наполнишься,
  • изнашивай и обновишь,
  • обладай малым и преуспеешь, и т.д.

Естественно, что подобная философская концепция не могла не отразиться на стиле рукопашного боя. Представитель жёсткого стиля, обладающий ограниченным набором, пусть даже отработанных в совершенстве, но всё же чётко определённых и конкретных приёмов, число которых, обычно, не было слишком большим, каждый раз должен был выбирать между «да» или «нет», между одним приёмом или другим.

Рукопашный бой Шоу-Дао, в отличие от жёстких стилей, представлял собой свободное медитативное творчество среди необозримого количества изменяющихся в зависимости от ситуации приёмов, за счёт чего достигалось подобное многообразие боевых техник. Именно по этой причине я, как создатель системы УНИБОС (УНИБОС — Универсальная Боевая Система, в настоящее время, внедряемая в подготовку Российской Армии и правоохранительных органов), при обучении движению в современном рукопашном бою, придерживаюсь пластических форм, позволяющих, с помощью естественных круговых движений и циркуляционных упражнений, легко и быстро обучить занимающихся той или иной технике.

Но прежде, чем продолжить разговор о круговых движениях стоит вспомнить ещё одну философскую концепции Востока — учение об Инь и Ян, двух взаимосвязанных и противоборствующих началах, древний аналог закона о единстве и борьбе противоположностей. Согласно канонам древней философии и медицины, человек, как и все существующие предметы и явления, подчинён действию «большого закона всеобщего чередования и дополнения» — Инь-Ян. Теория Инь-Ян утверждает, что везде и во всём есть два противоположных начала, обозначенных терминами Инь и Ян.

Они и являются основными категориями для объяснения существующих в природе предметов и явлений, ибо всё существующее имеет своих антиподов. К Ян относятся солнце, день, верх, наружная и левая сторона, а также такие понятия, как сильный, явно выраженный, быстрый, активный, верхний и т.д. К Инь относятся земля, луна, ночь, внутренняя и правая стороны, и такие понятия, как покой, слабый, скрытый, пассивный, нижний, медленный.

Согласно древним воззрениям, Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы развития, т.е. каждый развивается «внутри» себя и взаимные переходы. Процветание Инь рождает Ян и наоборот. В даосской традиции школы Спокойных, которую я имел честь когда-то изучать у одного из мастеров Шоу-Дао, учение Инь и Ян самым тесным образом связано с техниками боевой подготовки. Так, к Ян, относятся круговое, выбрасывающее движение наружу, а к Инь — забирающее движение внутрь.

На базе Инь и Ян — движений возникает «форма бесконечной перемены», бесконечного перехода от одного движения к другому, называемая «облачным движением» и представляющая из себя движение конечностей по восьмёркообразным траекториям, расположенным в самых разных плоскостях.

Именно эту идею я использовал при обучении рукопашному бою бойцов спецподразделений и курсантов Военной Академии имени Фрунзе. Восточную терминологию я заменил на систему «ключей».

Так, например, первый ключ — это движение руки по кругу внутрь, второй ключ — движение руки по кругу наружу. На первых этапах ключи используются в циркуляционных и координационных упражнениях как с оружием или предметами, так и без оружия. Когда обучаемый осваивает эти простейшие движения, он переходит к изучению техник, построенных на ключевых движениях и их модификациях, протекающих из базового действия. Это — обучение от простого к сложному по вертикали. В то же время по горизонтали параллельно с ключевыми техниками изучаются вспомогательные технические элементы, не связанные с базовым движением, но облегчающие выполнение боевых действий.

Так, например, движение рукой внутрь по кругу можно использовать, как освобождение от захвата, как защиту, как удар, как болевой приём, как бросок и т.д. В разных приёмах производится воздействие на разные части тела противника, само же движение по форме остаётся прежним. В сознании обучаемого прочно закрепляется образ широкого спектра возможностей, и он овладевает навыком использовать одно и то же движение для достижения самых разных целей.

Для последователя непластичной школы боя изучение подобных техник свелось бы к отработке бесконечной череды разных приёмов, каждый из которых он должен был бы запоминать, как новую технику, и его мозг попросту не справился бы с этой задачей. В то же время последователь пластичной системы без труда применяет одну и ту же форму движения с разными целями.

Рассмотрим пример построения вертикальной цепочки:

  1. Освобождение от захвата разноименной рукой противника за запястье вращением руки внутрь — первый ключ.
  2. То же, но наружу — второй ключ.
  3. Выход на базовое болевое воздействие при освобождении от захвата движением внутрь — первый ключ.
  4. То же, но наружу — второй ключ.
  5. Короткая «шлепковая» защита кистью движением внутрь — первый ключ.
  6. То же, но наружу — второй ключ.
  7. Круговая защита рукой внутрь — первый ключ.
  8. То же, но наружу — второй ключ.
  9. Удары по дуге выпрямленной или полусогнутой рукой основанием или ребром ладони, различными Формами кулака, предплечьем снаружи внутрь — первый ключ.
  10. То же, но изнутри — второй ключ.
  11. Выведение из равновесия с ударно-давящим воздействием на лицо движением руки внутрь — первый ключ.
  12. То же, но наружу — второй ключ.
  13. Болевой захват пальцев движением внутрь – первый ключ.
  14. То же, но наружу — второй ключ и т.д. Таким образом, с предметами, оружием и без такового, обучающийся быстро совершенствуется в техниках, связанных с базовыми формами движения быстро приобретает двигательные навыки и обучается вносить коррективы в движения соответствующих типов в зависимости от ситуации на основе приобретённого опыта.

При проведении занятий, для того, чтобы сделать более понятной мысль о различии между пластичными и в непластичными стилями боя, я провожу аналогию с разными языковыми культурами. Так, например, язык иероглифов — это аналог буддийской традиции отрывистых движений, а алфавит сродни даосским пластичным системам. Каждому очевидно, что легче выучить 33 буквы алфавита и научиться складывать из них слова, чем запомнить технику написания десяти тысяч китайских иероглифов. Не вызывает сомнения, что европейцу для того чтобы научится грамотно писать, требуется гораздо меньше усилий чем китайцу. То же самое происходит и с техниками рукопашного боя. Третий ключ представляет собой объединение Инь и Ян в единое целое, символизируемое знаменитой китайской монадой — символом взаимодействия и взаимопроникновения, противоположных начал. Третий ключ, построенный на совмещении первого и второго, даёт качественно новые возможности, открывая широкие горизонты при использовании принципиально новых техник, построенных на использовании работы двух рук, контакт-контроля и передвижений особого типа.

Следующая древнекитайская Философская концепция пяти первоэлементов также находит отражение в техниках рукопашного боя. Теория У-Син (пяти первоэлементов) находится в неразрывной связи с учением Инь-Ян.

Были выделены понятия «крайней противоположности» Инь и Ян (ночь, зима). Север — крайнее Инь; День, лето, юг — крайнее Ян. Переходные противоположности: утро, осень, запад — переходное Инь; вечер, весна, восток — переходное Ян.

Связи внутри суточного цикла выглядят так: день рождает вечер, вечер — ночь, ночь — утро, утро — день и т.д. Древние философы считали, что цикличность свойственна всем явлениям. Каждый из этих циклов, согласно восточной философии, состоит из четырёх последовательных состояний: рождение, возрастание, (соответствует утру, весне), максимальная активность (соответствует полудню, лету), упадок (вечеру, осени) минимальная активность (ночи, зиме). Эти последовательные состояния отображаются и в пространстве. Так, восток, восход солнца, утро, соответствует рождению, юг — максимальной активности, запад — упадку, север — максимальной активности.

Восточная философия присвоила каждому из четырёх последовательных состояний цикла свой символ: дерево — рождению (возрастанию); огонь — максимальной активности, металл — упадку; воду — минимальной активности. К этим символам или элементам был добавлен ещё один, пятый элемент — земля, который служит центром и осью для циклических изменений во всём мироздании. Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью первоэлементами существуют связи. Поскольку эта теория возникла на базе философского течения Инь-Ян, но эти связи представлены в виде двух противоположностей, созидающей и деструктивной.

Созидающая связь между первоэлементами представлена следующим образом: дерево стимулирует (рождает) огонь, огонь согревает землю, земля рождает металл (иногда этот элемент называют воздухом), металл (воздух) даёт воду, вода питает дерево.

Характеристики деструктивной связи между элементами выглядят так: огонь «угнетает»» (плавит металл), металл режет дерево, дерево подрывает корнями землю, земля впитывает воду, вода тушит огонь.

Понятие о пяти первоэлементах и о связях между ними имеет практическое применение в практике рукопашного боя. Так, существуют стойки и положения рук дерева, огня, земли, металла и воды. Если во время схватки противник принял стоику дерева, то было – бы разумно, принять стойку металла, так как металл угнетает, режет дерево и нет смысла вставать в стойку воды, так как вода питает дерево.

Концепция пяти первоэлементов используется во всех составляющих рукопашного боя. Так, например, если боец выбирает для себя тактику поединка, то он может придерживаться поведения огня — взрыв напор, каскад мощных разрушительных движений, выполняемых на высочайшем психологическом подъёме с напряжением всех душевных сил. Концепция стихии воды — это текучесть, «прилипаемость» к противнику перетекаемость движений. Концепция воздуха — резкие смены уровней, мастерство уходов, когда противник встречает пустоту и т.д. Концепция земли или камня предполагает умение принять на себя и выдержать ряд ударов и, в частности, использовать наработанные навыки, известные на Востоке под термином железная рубаха. Концепция же дерева подразумевает использование всех перечисленных ранее тактик в гармоничной и непредсказуемой манере ведения боя.

Следует отметить, что помимо общеизвестной схемы угнетения и взаимоподдержки первоэлементов, представляемой в форме звезды, в даосизме существует и так называемая крестообразная форма взаимодействия первоэлементов. В этом случае какой-либо из первоэлементов выставляется в центр композиции, а остальные элементы взаимодействуют с ним напрямую. Так, например, если в центре стоит дерево, то получается гармоничная композиция, символизирующая жизнь, так как для существования дерева необходимы вода, воздух, земля и огонь (солнечный свет). Дерево в подобной схеме — наилучшая Форма ведения боя.

Та же самая идея используется при выполнении упражнений. Существует также эмпирический подход к работе со стихиями (первоэлементами). Производится отработка техник в воде, используется сопротивление воды, выполняются броски, удары, защиты. Для психологической закалки бойца может использоваться стояние под холодным водопадом, когда вода продолжительное время падает на темя, и тому подобные методы подготовки.

Работая со стихией дерева, бойцы лазают по деревьям, v пробегают через заросли, перебивают стволы, ломают ветви, имитируя выламывание суставов и пальцев.

Камень или земля соответствуют упражнениям с набивкой, втыканию в песок или гравий различных ударных частей, разминание сухой глины, лазание под землёй, рытьё нор для засады и т.д.

Воздух — это дыхательные упражнения, прыжки, выполнение движений с особым ощущением взаимодействия с воздухом и тому подобные техники. По мере достижения мастерства системы тренировок бесконечно усложнялись не только за счёт соединения разных первоэлементов, что давало принципиально новое качество, но и путём отхода от эмпирического восприятия стихии и переносу образов свойств и качеств каждой стихии на человеческую природу.

Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Множество современных «открытий» в области философии, психологии, медицины и физической подготовки повторяют эмпирические и интуитивные открытия древности. Для современной науки характерно гораздо более детальное рассмотрение предмета, уделение внимания частностям иногда в ущерб целостности картины в целом. Именно поэтому для нас столь важно изучение философского наследия древности, позволяющее «видеть лес за деревьями» и использовать в нашей жизни и действительности идеи и методы подготовки, испытанные на протяжении тысячелетий.