Путь Воина в реальной жизни. Часть 3
Мысль и память
Продолжаем разговор о думаньи и памяти.
Во-первых, я различаю Бойцов (боевые искусства) и Воинов (воинские искусства). Во-вторых, рассылка называется «Путь Воина…», то есть акцент делается все-таки на втором — на воинских искусствах, а не на боевых. По крайней мере, лично мне уже не интересно биться с другими и доказывать, что я самый крутой (что делают Бойцы и чему учат боевые искусства). Мне интересно сделать шаг дальше и становиться уже не Бойцом, а Воином. Конечно, это вовсе не значит, что боевые искусства — полная чушь и их надо выбросить. Нет, это далеко не чушь и их стоит очень внимательно изучать и исследовать. Но изучать и исследовать именно с позиций Воина, а не Бойца. Лично для меня боевые искусства интересны только как ступенька к познанию себя и постижению истины. Времена, когда я изучал удары и блоки только для того, чтобы не бояться хулиганов во дворе, давно прошли…
К чему это я? К тому, что в ответ на предыдущий выпуск некоторые написали мне письма о том, что память на самом деле не такая уж плохая штука, и отказываться от нее не стоит. Так я ж с этим и не спорил 🙂 Я не сказал, что память — это абсолютное зло и от нее надо отказаться. Да это попросту и не получится сделать, как ни старайтесь 🙂
Речь не идет о том, что надо от чего-то отказаться или что-то выбросить. «Рубануть с плеча» — такая же глупость, как и «плыть по течению». Не нужно отказываться от памяти, не нужно отказываться и от мышления. Нужно лишь сделать и то, и другое осознанным. Все проблемы возникают не оттого, что память плоха, — проблемы возникают оттого, что она работает сама по себе, без вашего осознавания и контроля.
Выглядит это примерно так: 1. вы воспринимаете окружающую обстановку, 2. просматриваете в памяти имеющиеся там записи, 3. выбираете уже решенную задачу, наиболее похожую на текущую — и 4. используете решение этой старой задачи для решения новой. Вставил себе в голову диск с нужной программой — и поехали 🙂 Пока пластинка не доиграет до конца — думать не надо. Шучу, конечно, но шутка эта не так уж далека от истины…
Иногда память срабатывает просто идеально — например, при завязывании шнурков. Ну, какой смысл каждый раз при завязывании шнурков изобретать новый узел? Можно, конечно, и поизобретать иногда в качестве упражнения, но жить так постоянно было бы довольно тяжко, и здесь память действительно оказывает неоценимую услугу. Однако завязывание шнурков или манипуляции вилкой за столом — это одно, а решение более сложных жизненных задач — другое, а механизмы в сознании действуют одни и те же. И если при завязывании шнурков повторяемость ситуации (задачи) почти стопроцентная, так что и ошибок в решении почти не возникает, то при решении более сложных задач вероятность ошибки резко возрастает…
Итак, еще раз коротко повторю основную мысль 🙂 Существует два способа решения жизненных задач: думанье и память. Первый решает задачу «здесь и сейчас» и формирует новые мысли, второй использует готовые решения. Второй способ в сознании имеет приоритет над первым и включается «самопроизвольно», стоит только задаче оказаться по каким-то ключевым признакам похожей на уже решенную когда-то.
Разумеется, у памяти есть существенные преимущества перед думаньем (иначе она не имела бы приоритета). Главное преимущество памяти — это скорость. Создание новой мысли все-таки достаточно длительный и трудный процесс, выбор готового решения из «архива» гораздо быстрее и экономичнее…
И вот здесь-то как раз и начинается различие, разводящее Бойцов и Воинов в разные стороны. Если единственная ваша задача — начистить рыло Ваське из соседнего подъезда, то нет ничего эффективнее памяти. Идите в секцию каратэ, попрыгайте как следует по рингу или татами — и через некоторое время ваши стихийно сложившиеся и неэффективные способы решения задачи под названием «драка» заменятся на более эффективные. Рыло Ваське вы гарантированно начистите… После чего он тоже попрыгает по татами, приобретет еще более жесткие и четкие «мысли» на тему драки и начистит рыло вам… После чего… Ну, в общем, процесс этот почти бесконечен, как любая гонка вооружений 🙂
Если же поставить задачу шире — не просто научиться драться, а познать истинный мир или самого себя, или даже просто стать более эффективным, но не в драке, а в любой жизненной ситуации… тогда другого выхода нет, кроме как учиться думать. Учиться думать — не значит отказаться от памяти. Это значит научиться различать думанье и память и включать готовые программы из памяти осознанно и только тогда, когда вы абсолютно уверены, что это сейчас самое эффективное по скорости и точности средство решения задачи.
Для тех, кто разделяет мнение о том, что учиться думать полезно — предлагаю первое упражнение 🙂 Попробуйте каждый раз, прежде чем завязать шнурки на ботинках, осознанно принять решение, использовать ли готовое «знание» из памяти или попробовать решить задачу заново — так, как будто вы шнурки никогда в жизни не завязывали. Попробуйте — очень полезно. Если новых узлов и не придумаете, так «хотя бы» поймете, как происходит переключение между думаньем и памятью. Если, конечно, захотите понять 🙂
Движение
Любая мысль должна завершаться действием. То есть движением тела. Если вы все продумали, а действий нет — вы либо чего-то не додумали, либо у вас проблемы с передачей управления из одной области сознания (той, которая решает задачи) в другую (ту, которая двигает телом).
Чем хороши боевые искусства — так это тем, что в них подобного рода ошибки сразу видны. Если где-нибудь в другом месте можно очень долго делать умное лицо и ничего не делать, то в бою этот номер точно не пройдет 🙂 Какое бы замечательное движение вы ни придумали, каким бы оно ни было красивым, быстрым, точным и эффективным в вашем представлении, если тело не двинулось и не осуществило это движение — считайте, что его и не было. Мысль не додумана. Задача не решена. И вы можете сколько угодно после этого доказывать, что вы умнее, быстрее соображаете и вообще хороший мальчик (или девочка), но фингал под глазом ясно всем покажет, что это не так. Во всяком случае, не все задачи вы решаете одинаково эффективно. Как минимум одну задачу (увернуться от кулака) вы решить не сумели 🙂
Боец в такой ситуации, конечно, начнет копить ненависть и пойдет качать мышцы (не обязательно телесные — может быть, интеллектуальные). Для Воина же это — всего лишь урок и возможность задуматься: а что же во мне не так, если я налетел на этот кулак? Может, я чего-то не понимаю в жизни? Может, я недостаточно эффективно думаю? Может, стоит еще чему-то поучиться? 🙂
Здесь, правда, есть еще одна тонкость. Дело в том, что мысли создаются не только головой, но могут создаваться и телом. То есть тело тоже думает! И здесь ситуация часто обратная — если «память головы» часто путают с мышлением, то мышление тела часто называют «памятью». Даже выражение такое есть: «память тела». Память тела, конечно, тоже существует, но существует и мышление тела. И боевые искусства тем и хороши, что позволяют научиться различать мышление и память как на уровне «головы», так и на уровне тела. Если тело двигается четко по заданной программе — это память. Но если оно как-то двигается и решает поставленную задачу (уходит из-под удара, например), а вы не понимаете, как оно это сделало — это еще не значит, что работает память. Может быть, это было мышление. Только не «головное», а мышление тела…
Единственный критерий различения памяти и думанья — это адекватность ситуации и точность решения задачи. Если тело уходит из-под удара «здесь и сейчас», то точность должна быть буквально миллиметровой. Если вы дернулись из-под удара на пару сантиметров больше, чем было необходимо и достаточно — скорее всего, сработала память. Если вы дернулись на пару сантиметров меньше… ну, тогда понятно — вы получили по роже 🙂 Независимо от того, сработала ли память или это было думанье, задача не решена. Можете теперь пойти к маме и рассказать ей, какой Васька дурак и козел 🙂 Это, кстати, тоже метод решения той же задачи, только уже на другом уровне — социальном, так что Ваську вы может быть еще и победите, но вот с фингалом все-таки придется походить вам, а не ему…
Таким образом, боевые искусства можно использовать для… обучения искусству думанья, искусству решения задач и достижения своих целей. Ну, и наоборот — обучаясь достижению своих целей где-то еще, можно использовать потом полученные знания в бою и таким образом проверять, работают ли эти знания или это очередная болтология.
Понаблюдайте, чем заканчивается большинство ваших мыслей. Всегда ли за мыслью следует действие? И всегда ли мысли вообще заканчиваются, или продолжают крутиться и крутиться по кругу?
Сон наяву
В одном из предыдущих выпусков я предложил проделать «простое» упражнение: каждый раз, прежде чем завязать шнурки на ботинках, попробовать осознанно принять решение: завязывать ли их «по памяти» или попробовать решить эту задачу «здесь и сейчас», без использования старых заготовок — так, как будто вы вообще никогда в жизни шнурков еще не завязывали. Упражнение это помогает отследить, как вы из думанья переключаетесь в память или наоборот.
Многие ли пытались сделать это упражнение? Думаю, кое-кто пытался, но вряд ли у кого-то получилось… Почему? Попробуем отследить, как это обычно происходит. Вот вы встаете утром и собираетесь на работу (ну, или кому там куда надо). По ходу чистки зубов или поглощения яичницы вспоминаете, что при выходе надо проделать упражнение по «осознанному завязыванию шнурков». И… в следующий раз вспоминаете об этом, уже дойдя до работы… Знакомая ситуация? 🙂
Однако если вы обратили внимание хотя бы на этот факт — это уже хорошо 🙂 Ибо его можно проанализировать и понять, что же это все значит. А означает это очень простую и в то же время немного жутковатую штуку: память включается значительно раньше, чем вы доходите до ботинок и начинаете их завязывать. Вы встаете, осознаете, что надо идти на работу, ставите себе задачу «дойти до работы» — и уже в этот момент начинает работать память! Потому что метод решения задачи «дойти до работы» у вас уже есть. Вы прекрасно знаете, что нужно сделать для решения этой задачи — надо одеться, обуться, выйти из дома и т.д. Точный сценарий у каждого свой, но суть от этого мало меняется. И суть в том, что этот сценарий существует. И не просто существует, а работает сам по себе. По сути, вы даже не просыпаетесь, пока не дойдете до работы… Тело идет, а вы продолжаете спать…
Ладно, вот вы пришли на работу. Пора проснуться, как вы думаете? Не тут-то было! Часто ли у вас на работе случается что-то такое, чего никогда раньше не было? Вряд ли. Даже если такое изредка случается, больше 90% времени занимает рутина, то есть дела, давно хорошо известные. А если они известны — значит, для их решения уже есть соответствующая программа в памяти. Достаем нужный диск, перегружаем программу из долговременной памяти в рабочую область сознания и… спим дальше. Сон может лишь изредка прерываться, когда ситуация слегка меняется и возникают небольшие сбои — но даже сбои, которые могут возникать, по большей части уже хорошо известны и на их возникновение есть соответствующая «корректирующая программа»… Так программа «работа» доигрывает до вечера, заменяется на программу «поход домой», та, в свою очередь, на программы «просмотр телевизора», «общение с семьей» и… выключение питания. То есть сон. До утра. А утром — очередная перезагрузка…
И так изо дня в день. Тело куда-то ходит, голова пережевывает какие-то «мысли»… И поскольку сама последовательность «программ» дом — работа — дом — работа хорошо известна и постоянно повторяется, то все они просто объединяются в некую «метапрограмму» под названием «рабочий день». После формирования этой программы от вас, по сути, ничего уже не зависит — даже на кнопку запуска нажимаете не вы, а, например, будильник… А вы лишь послушно выполняете запущенный алгоритм…
Не намного лучше дела обстоят и в выходные. Разве что выбор программ чуть побольше: «Выходной день 1.0», «Выходной день 3.11», «Выходной день 5.3b»… Выбираем и… снова в «Матрицу» 🙂
Не знаю, как вам, а мне немного жутковато становится, когда я на все это смотрю. Неприятно осознавать, что ты всего лишь машина. Но, как говорил кто-то из великих мистиков «если машина осознает, что она машина — это уже не машина». И в этом — надежда и ключ к освобождению… Пока ты не осознаешь себя машиной — ты машина. Как только осознал — уже не машина…
А теперь — внимание! — упражнение 🙂 На осознавание 🙂
Помните плакат «А ты записался добровольцем?» Так вот, представьте себе этого красноармейца с плаката, а под ним надпись: «А ты осознаешь себя машиной?»
МАШИНА ЛИ ТЫ?
Свобода выбора
А существует ли вообще свобода выбора? Попробую ответить на этот каверзный вопрос 🙂
Если пытаться ответить на него в лоб, то очень скоро окажешься в тупике. Потому, что любой выбор делается в конкретных условиях. И делается только тогда, когда делается 🙂 Поэтому на ответ «да, свобода выбора существует» тут же появляется куча возражений типа: а если бы я предварительно не подписался на рассылку, разве был бы у меня выбор читать ее или нет? а если я не прочитал бы этот выпуск, разве был бы у меня выбор написать автору рассылки письмо или нет? а если бы я не написал этого письма, разве был бы у получателя выбор читать его или нет? и т.д.
Ответ на все эти возражения очень прост: нет «свободы вообще», есть «свобода в частности». Если у вас есть выбор в конкретной ситуации — значит, есть свобода (в этой ситуации). Если нет выбора — нет и свободы (в этой ситуации). Если выбор из двух вариантов — свободы мало, если из пятнадцати — чуть побольше… И т.д. Абсолютной свободой обладают только боги, а у людей выбор всегда ограничен и определяется предыдущей историей.
Так что свобода выбора есть, когда она есть. И ее нет, когда ее нет 🙂
Например, у вас есть выбор — читать этот выпуск рассылки или нет. Есть выбор — отписаться от рассылки или нет. Есть выбор — переслать этот выпуск знакомому или не пересылать. Но у вас нет, например, выбора — взлететь сейчас или нет. Нет выбора — почувствовать боль от удара или нет. Нет выбора — пройти по воде или нет.
У вас нет 🙂 А у кого-то этот выбор есть 🙂
В технике есть такой термин: «степень свободы». На мой взгляд, термин очень удачный 🙂 Если несколько упростить, то он означает как раз количество вариантов, по которым может двигаться тот или иной объект. И если несколько расширить этот термин, то можно сказать, что каждая конкретная ситуация характеризуется своей степенью свободы. И каждый человек характеризуется своей степенью свободы. И, наконец, каждый человек характеризуется тем, увеличивается ли со временем его «степень свободы» или уменьшается…
Все люди делятся на тех, кто постоянно уменьшает свою «степень свободы», и на тех, кто ее увеличивает. Первые стремятся накопить как можно больше «правильных ответов» в памяти и постоянно улучшают свои «программы», все больше и больше становясь биороботами. Я таких людей называю Бойцами. Главная цель их жизни — покой. Именно для этого они побеждают других и именно для этого максимально оттачивают свои «программы» в памяти — чем точнее программа, тем меньше надо думать и тем меньше беспокойства вызывает жизнь. Если, конечно, это можно назвать жизнью…
Вторая категория людей — Воины. Они стремятся научиться думать, ивместо накопления готовых программ делают выбор осознанно и стремятся моменты выбора «продлить» на всю жизнь. О чем я, собственно, и писал в нескольких последних выпусках…
Тот, кто стремиться к постоянному улучшению своих «программ», рано или поздно добивается покоя — пресловутый «сон наяву» становится постоянным. Человек превращается в покойника уже при жизни…
Тот же, кто стремиться к осознанности, рано или поздно может добраться даже до выбора «взлетать сейчас или нет»… А может и не добраться — но, по крайней мере, у него есть шанс…
И у вас есть выбор прямо сейчас — оставаться в первой категории или переходить во вторую…
Полная чашка
Наверное, все слышали историю про полную чашку? На всякий случай расскажу ее еще раз:
К мастеру дзен Нан-ину пришел уважаемый профессор философии и попросил рассказать о Дао. Нан-ин согласился и пригласил профессора выпить чаю. Пока Нан-ин готовился к чайной процедуре, профессор непрерывно говорил, излагая свои взгляды на Дао, дзен, принцип у-вэй и т.д. Нан-ин начал наливать чай. Чашка профессора уже наполнилась, а Нан-ин продолжал наливать… Чай полился через край. «Что Вы делаете?» — воскликнул профессор. «Вы полны своими знаниями, как эта чашка», — ответил Нан-ин, — «Как я могу рассказать Вам что-то еще?»
Многие воспринимают эту историю как некую аллегорию. На самом же деле она отражает вполне реальную механику работы сознания. Механика эта заключается в том, что разум — очень рационален. И если у вас уже есть знание о чем-то, то на новое оно не заменяется, даже если ваше знание ошибочно. То есть не заменяется «само собой», неосознанно. Осознанно его заменить можно, но для этого нужно специально прилагать усилия.
Этот эффект известен практически всем более-менее наблюдательным инструкторам боевых искусств, которые хоть раз пытались переучить человека, уже прошедшего какую-то другую школу. Сколько этим дуракам не объясняй — удар упорно идет по старой траектории, корпус упорно поворачивается так, как это нужно было для броска, который уже известен ученику с прошлых занятий… Причем зачастую человек вроде бы даже и старается понять и переучиться, но не получается…
Слово «дурак» я здесь произнес не случайно. Дурак — это не тот, кто чего-то не знает. Это тот, знания которого неверны. Если вы чего-то не знаете — стоит вам рассказать об этом, и вы будете это знать. Дурак же остается дураком даже после десятка объяснений. Ну, допустим, что человек всю жизнь прожил в деревне и не знает, что такое многоэтажный дом. Дурак ли он? Да нет, конечно. Просто он не все знает об устройстве мира, вот и все. Стоит кому-то рассказать ему про многоэтажные дома — и он легко воспримет эту информацию. Даже если поначалу она ему покажется почти невероятной, вряд ли ее восприятие вызовет какое-то особое сопротивление. Ну, в крайнем случае, у человека останутся какие-то сомнения в существовании подобных объектов, но при первой же реальной встрече с ними он сразу поймет, что вот это и есть многоэтажные дома, о которых ему так много рассказывали…
Однако представим теперь, что первое знакомство с многоэтажными домами у человека было при просмотре фильма ужасов, в котором ясно было сказано, что все дома выше одного этажа — жилища привидений, входить туда нельзя ни в коем случае и т.д. Поскольку информация эта для человека новая, он и тут может выразить свое сомнение в существовании подобных жилищ, однако информацию все же воспримет. Как вы думаете, что будет, когда он попадет в город и увидит многоэтажные дома вживую? Легко ли он сможет туда войти? Как минимум, его спутникам придется несколько раз ему объяснять, что не во всех многоэтажных домах водятся привидения. И не все они такие уж страшные. И вообще фильмам ужасов доверять особо не стоит и т.д. Удастся ли этого человека убедить войти в многоэтажный дом — это еще большой вопрос… На все попытки переубеждения у него есть практически неубиваемый аргумент: «я знаю, что это так». Чашка полна. Человек смотрит в свою память, вызывает информацию по ключевым словам «многоэтажный дом», видит, что информация уже есть, и… отвергает любую новую информацию на эту тему, если она противоречит старой. Вот если вы начнете ему рассказывать какие-нибудь подробности о том, какие именно привидения водятся в этих домах, какие у них повадки и т.д. — он выслушает вас с огромным удовольствием и все запомнит. Но только попробуйте сказать, что никаких привидений нет! «Я знаю, что это так»… «Файл с таким именем уже существует, сохранение невозможно» 🙂 Человек сверяет свои старые данные с вновь поступившими, делает вывод «я это уже знаю» и… остается дураком…
Некоторым почему-то кажется, что любые знания можно накапливать до бесконечности, и ничего плохого в этом нет. И для того, чтобы научиться, например, бесконтактному воздействию в боевых искусствах, достаточно лишь узнать некие «секреты», тщательно скрываемые школами и мастерами… Да ничего подобного! Чтобы научиться чему-то новому, мало узнать это новое. Надо сначала выбросить старое, иначе новое просто некуда будет положить. Места в сознании хоть и много, но оно все-таки ограничено, и природа выработала очень рациональные и экономичные способы его использования. Если информация уже есть — она не воспринимается! Нужно заменять ее сознательно.
Самое интересное начинается, когда дело касается не каких-то абстрактных знаний о физиологии мозга, охоте в Африке или особенностях чукотского снега, а о знаниях, лежащих в основании личности. О знаниях, с помощью которых человек действительно живет и решает задачи. Тогда мало того, что знание не заменяется на новое — начинается еще и дикое сопротивление, вплоть до открытых оскорблений и жестоких обид на того, кто пытается поставить эти знания под сомнение. Ведь замена этого знания на новое означает — ни много ни мало! — изменение всей личности. А это страшно и больно… Для многих своя несравненная личность оказывается важнее каких-то там знаний, истины и умения летать… И чем ничтожнее личность — тем больше она о себе воображает и тем сложнее ее изменить…
Причем чем серьезнее новое знание противоречит уже имеющимся, тем большую часть старых знаний надо выбросить, чтобы понять новые. И тем сильнее внутреннее сопротивление. А все более-менее серьезные знания (например, о том же бесконтактном воздействии) лежат именно в основании личности. Представьте, например, насколько нужно измениться, чтобы научиться думать по-новому! А чтобы научиться летать?! Если все ваше существо прямо-таки вопит о том, что летать невозможно — сможете ли вы взлететь? Вряд ли. Сначала надо заменить это существо, которое вопит… А этого-то делать очень не хочется… Кто его знает, сработает это новое знание, которое говорит, что летать можно, или нет — а заменять-то надо… И многие выбирают синицу в руках вместо журавля в небе…
Хотя чем-то это даже хорошо. По крайней мере, это дает надежду на то, что свобода воли существует, все можно изменить и каждый сам творец своей судьбы. Невозможно кого-то чему-то научить насильно. Все, чему вы научились, вы научились сами. И менять это знание на другое или нет — исключительно дело вашего личного выбора.
И если кто-то, прочитав мою писанину, решит, что я не сказал ничего нового, то я, собственно, ничего против этого и не имею 🙂 Действительно, ничего нового я не говорю. Файлы с такими именами у вас всех уже есть 🙂
Если ваша чашка полна, никто не в силах ничего сделать. Это ваш выбор — опустошать ее или нет…
Опустошение чашки
Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда вроде бы и хочется заменить свои знания на более эффективные, а не получается — волей-неволей выскакивают старые заготовки. После выпуска о «полной чашке» у многих возник вопрос о методах ее опустошения. По многочисленным просьбам телезрителей отвечаю 🙂 Чтобы опустошить свою чашку, нужно осознать источник старого знания и сделать выбор — нужно сейчас тебе это знание или нет. И если нет, то заменить на новое… Только и всего 🙂
Но, как говориться, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, поэтому попробую объяснить тоже самое более подробно 🙂
Как происходит познание мира? Вот вы сталкиваетесь с чем-то новым, и некоторое время изучаете это новое. Любую вещь или явление можно изучать практически бесконечно, и постоянно находить в них что-то еще не изученное. Однако время человеческой жизни ограничено, поэтому рано или поздно вы прекращаете изучать новое явление или вещь, делаете для них в сознании некое описание, и включаете это описание в свою картину мира. Все. Процесс познания на этом закончился… В дальнейшем при столкновении с этим же предметом или явлением вы уже не изучаете его, а просто достаете из памяти его описание, и спокойно им пользуетесь.
И все бы было ничего, но есть одно маленькое «но»… Процесс познания мира в основном идет в первые годы жизни. Максимум лет этак до пяти-семи. И всю оставшуюся жизнь вы пользуетесь знаниями, полученными в этом возрасте. По крайней мере, если говорить о базовых знаниях, формирующих личность — таких, как умение двигаться, общаться, думать… В более позднем возрасте в основном идет уже обучение дополнительным, не базовым знаниям, и ложатся они на эту базовую «подкладку». Очевидно же, что умение решать математические задачи или знание о том, где находится Африка вторично по отношению к умению думать или двигаться? По-моему, очевидно 🙂
Вас еще не передернуло от этой мысли? Тогда повторю ее еще раз медленно 🙂 Большинство людей двигается, общается и думает на уровне пяти-семилетнего ребенка.
Как же теперь освободиться от этого знания? (Кстати, обратите внимание, как звучит вопрос — освободиться от знания. Значит, знания делают несвободным? Это вам вопрос для самостоятельного обдумывания.)
Освобождение от старых знаний происходит в несколько этапов:
Первый шаг — признать, что старое знание уже есть. Очень сложно опустошить свою чашку, если считаешь, что она и так уже пуста, а ты весь в приятии 🙂
Второй шаг — понять, откуда это знание взялось, когда и как. Что было источником? В идеале нужно вспомнить тот миг и ситуацию, когда это знание «входило» в тебя. Второй шаг — самый сложный. Мало у кого хватает чистоты сознания, чтобы сразу вспомнить, что и как он изучал в возрасте двух, трех или даже семи лет… Однако сделать это необходимо. Кто читал Кастанеду — вспомните его «перепросмотр». Кастанеда писал как раз об этом…
Наконец, третий шаг — сделать выбор, каким знанием пользоваться дальше: старым или новым. Третий шаг, как правило, самый простой — если второй проведен качественно, и вы действительно вспомнили, когда и как получили свое знание об устройстве мира, то на третьем шаге вы всего лишь оказываетесь перед вопросом: продолжать ли жить со знаниями ребенка или «обновить» их до знаний, полученных в более позднем возрасте. Выбор, как правило, очевиден 🙂
Вот, собственно, и все 🙂
Несмотря на простоту описания, освобождение от старых знаний — дело не такое уж простое, и на первых порах оно будет идти плохо. Естественно поэтому начинать не напрямую со знаний о том, как ты говоришь, ходишь или думаешь, а с чего-нибудь попроще. Ну, например, с того, как ты делаешь какой-нибудь удар или бросок, если вести речь о боевых искусствах. Когда ты научился делать этот бросок? Кто тебя учил? Почему надо делать именно так? Вспомни состояние, в котором ты был, когда изучал этот прием. Вспомни окружение. Вспомни, о чем думал тогда… Иногда освобождению помогает описание всей этой ситуации на бумаге с ее последующим сжиганием…
По мере набора опыта освобождение от старых знаний будет получаться все проще и проще. Пока однажды ваше сознание не станет таким чистым и текучим, что надобность в какой-то специальной длительной работе вроде перепросмотра или сжигания бумаг просто отпадет — избавление от старых знаний и получение новых будет происходить «по ходу». Процесс познания станет постоянным… Но до этого уровня я пока не дошел, так что это только мои предположения. Проверяйте их сами 🙂
А теперь — контрольный вопрос в голову 🙂
Помните моего любимого солдата с плаката «А ты записался добровольцем»? Представили? Вот он стоит и показывает пальцем на тебя. Строго так смотрит и спрашивает:
А ТЫ с какого возраста знаешь, как устроен мир?
Узнавание, понимание и осознавание
Существует несколько принципиально разных уровней восприятия: узнавание, понимание и осознавание.
Узнавание — это то, что относится к памяти. Вы увидели нечто, порылись в своих «кладовых знания», нашли нечто похожее и сказали: «вот оно!» Правда, видеть вы при этом на самом деле перестали, и смотрите не на реальный мир, а в свою память, но выглядит это настолько естественно, что мы этого просто не замечаем… Узнавание работает автоматически и очень быстро. Это, собственно, и есть тот механизм памяти, который создает «сон наяву», и о котором я так долго рассказывал…
Понимание — восприятие на уровень выше (или, если угодно, глубже). Понимание происходит тогда, когда вы сталкиваетесь с чем-то, чего еще нет в вашей памяти. Вы ищете это что-то в памяти, не находите там ничего похожего, изучаете это и затем включаете в свою «систему опознавания действительности» в качестве нового элемента. Для включения в память нового элемента мало его просто запомнить, нужно еще увязать его с уже существующими элементами. Поэтому при понимании (в отличие от узнавания) кроме памяти включается еще и «думалка».
Осознавание — восприятие еще более глубокое, чем понимание. Об осознавании даже говорить трудно, так как любая речь так или иначе «завязана» на уровень понимания, а осознавание происходит всегда безмолвно, без слов и даже мыслей. Осознавание — это уровень «до-мышленческий». Чем-то оно похоже на просветление. Собственно, даже не похоже, а это оно и есть, только на микроуровне. Осознавание самого себя и всего окружающего мира — это просветление сознания в целом. Осознавание чего-то еще — это просветление части сознания.
На уровне узнавания никаких проблем никогда не возникает — даже если то, что вы увидели, похоже на уже виденное очень слабо, вы все равно его узнаете. Вспомните, например, как вы входите в какое-нибудь новое для вас помещение, и совершенно безошибочно узнаете там столы или стулья, несмотря на то, что видите их впервые в жизни…
На уровне понимания уже возникают проблемы — ведь то, с чем вы столкнулись, может и не вписываться в уже существующую у вас в сознании систему! Иногда один единственный факт заставляет пересмотреть буквально все мировоззрение. Соответственно, зачастую оказывается гораздо проще ничего не пересматривать, а либо «узнать» то, что вы увидели (то есть перейти на уровень узнавания, найти там хоть что-то, пусть даже очень отдаленно похожее, и притянуть это что-то за уши), либо просто отмахнуться от нового факта. Именно необходимостью пересмотра мировоззрения объясняется большая часть «непониманий». Чаще всего непонимание — это не признак глупости, а всего лишь психологическая защита, позволяющая человеку сохранить свои знания в неприкосновенности. Ведь если ты поставишь свои знания под сомнение, то тем самым признаешься, что ты дурак… Естественно, быть дураком никто не хочет, и поэтому всеми возможными и невозможными способами пытается сохранить свое стихийно сформировавшееся мировоззрение и не менее стихийно сформировавшуюся личность, как нечто самое ценное на свете… Хотя из сказок всем доподлинно известно, что только дурак может жениться на принцессе и стать царем 🙂
На уровне осознавания проблем еще больше, так как мало кто из современных людей вообще с этим уровнем знаком. Пытаться человеку что-то объяснить, чтобы он понял, еще как-то можно. Да и то только тогда, когда он искренне пытается понять. А вот заставить осознать что-то… В этом только дзэнские мастера сильны со своими коанами, но и они могут лишь помочь ученику, но не могут его заставить или научить чему-то насильно. А как быть с теми, кто учиться не хочет? Я пока нашел только один ответ на этот вопрос: предоставить их самим себе. Пусть жизнь учит… Жалко только иногда бывает смотреть, как люди наворачиваются и ломаются о свои собственные заморочки, упорно не желая признать, что их знания о мире хоть в чем-то неверны. Но, в конце концов, это их жизнь, их личное дело и их путь…
Воля
В русском языке слово «воля» имеет два значения: воля как свобода («вольный человек») и воля как черта характера («волевой человек»). На первый взгляд, эти два значения едва ли не противоположны друг другу. Действительно, если ты свободен, то нужна ли тебе «сила воли»? Кажется, воля нужна тогда, когда свободы как раз нет, и нужно преодолевать какие-то трудности…
Однако это только на первый взгляд. А если присмотреться второй раз? 🙂
А со второго взгляда становится ясно, что оба эти значения — суть одно. Почему и обозначаются одним словом. Русский язык вообще редко ошибается — недаром некоторые утверждают, что когда-то он был языком жреческим… Словосочетание «сила воли» означает именно «силу свободы» и ничто иное! Именно в свободе — самая большая сила. И единственный способ стать сильным — это стать свободным, вольным. То же, что обычно понимают под «силой воли», никакого отношения к воле как раз не имеет. Чаще всего, когда говорят, что нужно «тренировать волю», «усиливать волю» и т.п., то имеют в виду «стиснуть зубы, терпеть трудности и идти напролом». То есть под «силой воли» подразумевают способность изнасиловать самого себя, и за счет накопленной ненависти что-то кому-то доказать и куда-то прорваться. Зачем?!
Настоящая сила воли заключается в том, что ты осознанно делаешь выбор, и в дальнейшем просто следуешь этому выбору. И это и есть истинная свобода. И именно в этом — самая большая сила. Потому, что свернуть с пути того, кто действительно принял осознанное решение, практически невозможно. Не потому, что он идет напролом, как бульдозер, и ничего вокруг не видит, а потому, что осознанное решение принимается с учетом всех возможных и даже невозможных обстоятельств, какие только могут быть. И если возникают по пути какие-то препятствия, то они тут же очень просто и естественно устраняются. Просто потому, что тебе действительно нужно дойти туда, куда ты идешь. А если тебе действительно что-то нужно — весь мир начинает тебе помогать в твоем движении. Стискивать же зубы и насиловать самого себя приходится только тогда, когда ты НЕ принял настоящего решения. Или принял решение, которое тебе навязали, а на самом деле оно тебе вовсе не было нужно. Типичный и всем знакомый пример такого рода — утренняя зарядка. Ну, кто не принимал решение «с завтрашнего дня» или «с понедельника» начать делать зарядку по утрам или бегать по парку? Почти все однажды такое «решение» принимали. И почти все были уверены, что тренируют таким образом свою волю. И мало у кого это получалось. Именно потому, что «решение» было ненастоящим, а навязанным извне.
Не нужно тренировать какую-то мифическую волю. Это вообще невозможно. Вдумайтесь сами — как можно «натренировать» свободу?! Это даже звучит глупо. В лучшем случае вы натренируете способность насиловать самого себя — а это не воля, это ее отсутствие.
Не нужно тренировать волю, ее нужно просто приобретать. То есть становиться свободнее. Для чего осознавать свои ограничения и избавляться от них. Вот и все 🙂
Ответственность
С волей (то есть свободой) напрямую связана ответственность. Свобода — это не вседозволенность, как некоторые думают. Свобода — это когда ты делаешь то, что ты хочешь. Но при этом и другие делают то, что хотят они, и на твои действия вполне могут ответить противодействием. А вот на это большинство «любителей свободы» почему-то оказываются не готовыми. И даже порой обижаются, когда на их «свободные» действия вдруг реагируют не менее свободно… Одним словом, свобода всегда предполагает ответственность за свои действия. Ты действуешь свободно, но при этом готов принять любые последствия своих действий и ответить за них. Как сказал кто-то из великих: «Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся…»
Что такое ответственность? Как понятно из самого слова, ответственность — это способность дать ответ. Какой ответ? Ответ на вопрос, поставленный перед тобой жизнью. Не на вопрос, заявленный прямо, а на сущностный, глубинный вопрос. На вопрос, разрешающий ситуацию «раз и навсегда».
Ну, например. Стою я вчера на улице перед киоском и пью кофе. Подходит ко мне здоровый такой детина с заросшей физиономией, оглядывает меня с ног до головы и спрашивает: «Почем кофе?» Как вы думаете, на какой жизненный вопрос я должен был ответить? Вчем была суть ситуации? Явно заявлен вопрос «почем кофе», а на самом деле? А на самом деле вопрос был «ты че, козел, тут стоишь?» Ну, или что-то в этом роде. Подраться человеку хотелось. Время позднее, весна на улице, сексуальные брожения обостряются…
Так что я должен был ответить? Ответить на вопрос «почем кофе» — значит, пойти на поводу у этого дебила. Скорее всего, «разговор» бы затянулся. Дать сразу в репу — тоже значит пойти на поводу у этого дебила. Я, конечно, проверил бы лишний раз свои бойцовские навыки на эффективность, но ведь задачи такой у меня в тот момент не было… С какой стати я должен откладывать свои задачи в сторону и начинать решать задачи, предлагаемые мне другими?! Так что делать?..
Я ответил: «Там все написано» и указал на ценники. При этом подцепил его внимание и перевел на киоск, одновременно слегка изменив положение тела так, чтобы он не мог меня достать в случае начала боевых действий. Вот, собственно, и все 🙂
Скорее всего, он даже не понял, что произошло. Он просто потерял меня из виду, проскользнул мимо меня к киоску и ввязался в перепалку с продавщицей, оказавшейся более податливой на агрессивные рожи…
Дал ли я ответ на вопрос, поставленный жизнью?.. Дал. Хотя, возможно, можно было дать его и более точно… А дал ли ответ на вопрос, поставленный жизнью, этот детина? Нет. Он явно хотел со мной подраться или хотя бы поругаться, но в какой-то момент просто потерял цель и не достиг того, чего хотел 🙂
Так на простеньких на первый взгляд ситуациях можно отслеживать, насколько вы на самом деле свободны, и насколько вы несете ответственность за свою жизнь. Я делал то, что хотел, и добился своего. Этот небритый тоже делал то, что хотел, но не добился того, чего хотел. Вот и весь «сухой остаток», остающийся от этой истории после выбрасывания всякого мусора…
Как нетрудно догадаться, ответственность — не абсолютное понятие, а относительное (так же, как и свобода). То есть ответственность может быть больше или меньше, в зависимости от человека и обстоятельств. Ответить абсолютно на все вопросы может далеко не каждый. Каждый способен ответить только на определенный круг вопросов — и именно в соответствии с этим кругом он и берет на себя ответственность. Например, этот детина явно был готов к ответу на вопрос «удар в репу», но оказался совершенно не готовым к играм с вниманием и восприятием…
В общем, последите за собой и окружающими. Кто насколько на самом деле свободен и кто насколько готов отвечать за результаты своих действий? Вот человек сделал нечто. А что будет, если ситуация пойдет не по тому сценарию, который он наметил? Готов ли он ответить на вопрос, ответ на который не продумал заранее?..
Ну, и, наконец, традиционный контрольный вопрос в голову 🙂 А ТЫ несешь ответственность за свою жизнь? Да?! А на сколько процентов? 🙂
alex.