Сёриндзи кэмпо. Философы с кулаками

Последнее время много говорят о том, что у китайского ушу есть японский если не аналог, то младший брат — сёриндзи кэмпо. Такое предположение для человека несведущего покажется вполне обоснованным, поскольку в переводе с японского на китайский «сёриндзи кэмпо» означает «шаолиньсы цюаньфа» («кулачное искусство Шаолиньского монастыря»), да и история сёриндзи также начинается в Шаолине. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сёриндзи и ушу находятся в довольно дальнем родстве и что сёриндзи — отнюдь не какая-то секретная техника Шаолиня, а сравнительно молодое боевое искусство.

Шаолинь был построен в уезде Дэнфэн в горном массиве Суншань в i-ii вв. н.э. Точность приведенных дат сомнительна, но достоверно известно, что в v-vi вв. монастырь уже существовал. Ведь, согласно тем же легендам, ушу ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (кит. — Дамо, яп. — Дарума), который прибыл в царство Северная Вэй, но, не найдя понимания у правителя тогдашнего Китая, удалился в Шаолиньский монастырь.

Проведя 9 лет в глубокой медитации в одной из пещер в горах Суншань, Дамо разработал специальный комплекс упражнений, с помощью которого не только восстановил потерянное здоровье, но и обучил этим упражнениям монахов монастыря. Считается, что этот комплекс упражнений послужил основой для многих систем боевых искусств Востока.

Тем не менее, китайские хроники содержат явные разночтения в толковании этой истории. Под сомнение зачастую ставится даже сам факт существования Бодхидхармы, хотя он продолжает почитаться в качестве родоначальника воинских искусств в Поднебесной и за ее пределами. Источниками отмечается, что в Китае известно, по крайней мере, пять монахов, по имени Дамо, да и Шаолиньских монастырей в Поднебесной насчитывается не менее десятка. Есть мнение, что Бодхидхарма ничего не создавал, а просто принес из Индии древнее воинское искусство Калари Паятт и обучил ему монахов монастыря.

Бодхидхарма почитается также как создатель буддийской религиозно-философской школы Чань, во всем мире известной под японским наименованием Дзен.

Таким образом, в Шаолине была заложена основа уникальной системы психофизического треннинга, состоящей из комплекса физических упражнений и философии, которую мы знаем как кэмпо.

Сёриндзи кэмпо появилось гораздо позже ушу, в ХХ веке. Его основал японский мастер боевых искусств Со Досин (Накано Мичиоми). Кайсо (яп. — основатель) родился в 1911 г. в Японии, но обстоятельства сложились таким образом, что свое детство он провел в Маньчжурии (северная часть Китая), где и познакомился с практикой боевых искусств.

Вернувшись в Японию, молодой Накано вступил в тайное «Общество белого дракона», которое в 1928 г. направило его в Китай c миссией разведывательного характера. Для соблюдения конспирации он стал учеником даосского мастера боевых искусств Чэн Ляна, а затем и не менее именитого мастера Со Бунта. Накано изучал преимущественно технику шаолиньцюань в разных вариантах, а также чаньский буддизм, даосизм, восточную медицину.

Глубокие познания в области китайского ушу, техниках индийского рукопашного боя, школ бу-дзютсу и даже бокса позволили Накано создать свой стиль в единоборствах, который мы знаем как сёриндзи кэмпо. Техника сёриндзи включает более 600 приемов и делится на три раздела. Первый из них (Го Хо) — раздел твердой техники изучает удары ногами, восходящие к японским стилям боевых искусств, удары руками, которые взяты из шаолиньцюань, блокировки и т.д. Второй раздел (Дзю Хо) включает в себя броски, освобождение от захватов, удушений, а третий (Сэй Хо) учит воздействию на различные точки организма человека, медицинским аспектам и восстанавливающим техникам.

В 1946 г. в маленьком городке Тадоцу в Японии Накано Мичиоми открыл свое первое додзё. А годом позже была официально зарегистрирована первая Школа сёриндзи кэмпо, действующая и поныне.

Сейчас школа имеет 29 филиалов в разных странах. Ее штаб-квартира находит-ся в монастыре «Конго Дзен Со Хонзан Сёриндзи» в городе Тадоцу. Российское отделение школы возглавляет обладатель третьего дана сёриндзи кэмпо Алексей Рокитский, которого мы попросили рассказать о сёриндзи подробнее.

— Сейчас много пишут о том, что сёриндзи — чуть ли не японский вариант ушу. Насколько можно верить таким предположениям?

— Безусловно, общий корень у ушу и сёриндзи имеется, что видно из истории. Но сёриндзи — не копия ушу, это совершенно иная техника. Во-первых, основное отличие от ушу в том, что у нас — 50 % бросковой техники, причем бросаем прямо на пол, на любую жесткую поверхность. Во-вторых, у нас нет формальных комплексов, подобных ушуистским таолу.

— А в чем главное отличие сёриндзи от других боевых искусств?

— Главное отличие сёриндзи от других систем боевых искусств заключается в том, что это, прежде всего, философская школа. В Японии школа сёриндзи зарегистрирована не как спортивная федерация, а как религиозная община Конго Дзен. Более того, в рамках монастыря Конго Дзен преподают как науку, поскольку обладать только хорошим уровнем техники, но не обладать нормальной светлой головой — нонсенс. Такой человек — робот, обученный повреждать других. Если человек развит умственно, но не может защитить свою семью и отстоять свои права — это тоже большой нонсенс. Человек должен развиваться комплексно.

Один из основных постулатов Конго Дзен гласит:

«Половину жизни возьми себе, а другую половину отдай другому».

Только таким образом, помогая другим, человек может достичь результата.

Основатель говорил о том, что занимаясь сёриндзи кэмпо нужно стараться изменить весь мир к лучшему. Конго Дзен постулирует те вещи, которые подходят всем. Эта философия утверждает, что бог находится внутри нас — это наши знания, опыт и умения.

— Как Вы считаете, зачем воинским искусствам нужна философия?

— Любое воинское искусство — изначально боевая система. Таким образом, все, кто занимается боевыми искусствами — потенциальные убийцы. Но мы же не убиваем, мы здравые люди. Вот для того, чтобы оставаться нормальными людьми, нам и необходима философия.

— Скажите, а в каких отношениях монастырь сёриндзи кэмпо находится сейчас с Шаолиньским монастырем?

— Сёриндзи кэмпо поддерживает тесные отношения с Шаолиньсы. Каждый год из Шаолиня в штаб-квартиру сёриндзи в Тадоцу приезжают представители монастыря. Если в Шаолине прохо-дит какой-либо фестиваль, то на него обязательно приглашаются наши представители.

Шаолинь очень многим обязан сёриндзи кэмпо: в восьмидесятых годах, когда Шаолинь находился практически в развалинах, часть денег на его восстановление выделила Всемирная организация Сёриндзи Кэмпо.

Наша школа.

— История российской школы начинается в конце восьмидесятых, — вспоминает Алексей. — Я много читал о восточных единоборствах, в некоторых источниках встречал упоминания о сёриндзи кэмпо. Писали примерно одно и то же: интересная школа, но очень закрытая. Я стал искать подходы, начал переписываться с монастырем.

— Как вы, в конечном итоге, попали в монастырь Конго Дзен?

— В начале 90-х я уехал в Нью-Йорк. Там совершенно случайно нашел в справочнике «Желтые страницы» официальную школу сёриндзи, где и начал заниматься. Вернувшись из Америки, я открыл школу во Владивостоке, но действовала она как филиал американской школы.

В один из приездов в Нью-Йорк я участвовал в семинаре знаменитого Накано-сенсэя, после которого он позвонил в монастырь и настоятельно рекомендовал им пригласить меня тренироваться. Так, в 1996 г., я первый раз попал в Тадоцу. Теперь мы бываем там каждый год. За все время в монастыре тренировалось 10 русских, включая меня.

А после чемпионата мира по сёриндзи 1997 г. в Будокане, я переехал тренировать в Москву.

— Где в Москве можно заниматься сёриндзи?

— Мы сейчас арендуем зал в «Клубе 905». Когда я приехал, у нас был прекрасный зал в японском стиле, но мы лишились его после дефолта. Сейчас мы практикуем в клубе «905» на Пресне. Финансовую поддержку нам оказывает ООО «Спорт Легион +» во главе с Александром Пономаревым, которому мы очень благодарны за помощь.

— Значит, официальная школа сёриндзи кэмпо в столице всего одна.

— Да. Более того, она одна в России. А у меня, как у руководителя, на руках соответствующие документы, выданные в Японии. Система сёриндзи кэмпо так устроена, что если я открываю от себя какие-то филиалы, то чтобы они начали работать, руководителем каждого из них должен быть обладатель как минимум третьего дана. Федерация может формироваться тогда, когда в стране будет 4 зарегистрированных нашей штаб-квартирой в Японии филиала. В России такое будет еще не скоро.

— А как же «монахи» и «великие мастера»? Неужели в сёриндзи нет подобных умников, как, например, в ушу?

— Почему же? Есть. В Химках тренирует обладатель 7-го дана сёриндзи кэмпо, который рассказывает своим ученикам, как он 8 лет жил в монастыре. Вообще-то, монастырь не предполагает, что в нем живут такое количество времени. Там есть академия, срок обучения в которой составляет 3 года.

«Великие мастера» из Курска предлагают заочно присвоить пояс по сёриндзи. Они мне писали и предлагали сотрудничать. В их письме была восхитительная приписка: «Документы ламинируются» — это, видимо, показатель большой официальности организации (смеется).

На самом деле, все эти «ниндзя», «монахи» и тому подобные — особая категория людей. Смешные, сумасшедшие люди. Таких, к сожалению, много, поэтому наши боевые искусства теряют качество.