Что такое Каратэ?
Что такое каратэ?
КАРАТЭ-ДО ( КАРА-пустая , ТЭ-рука , ДО-путь ) — это искусство ведения рукопашного боя , основанное преимущественно на ударах руками и ногами . Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени , оно является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.
Удивительно, что исследование приемов КАРАТЭ , созданных нашими предками и усовершенствованных в длительном изучении и применении, показывают, что эти приемы соответствуют современным научным принципам. Однако дальнейшее усовершенствование всегда возможно.
Толкование значения «пустая рука» имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма — ЗЭН: » истолковать ( показать ) себя пустым «. Мастер КАРАТЭ как боевого искусства — Фунакоши Гичин — избрал именно этот характер значения КАРАТЭ . Он писал : «Как зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся КАРАТЭ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил , действуя в направлении последних . Это и является смыслом КАРАТЭ». КАРА — опустошение.
История каратэ
Истоки КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад . Индийский монах Дхарма , бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь , обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть ( выносливости ) и физической силы , и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии . Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны , и в то же время были известны как искусство борьбы ( драки ) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников . Не имея оружия , монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме. Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока . Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая свои школы , совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже У-ШУ ( европейское название — КУНГ-ФУ ). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя ОКИНАВА-ТЭ ( «рука Окинавы» ).
Переходя по наследству — от отца к сыну — боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера. Из-за своей смертоносной силы и колоссального эффекта . владеющие этим искусством стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали свое искусство , придавая ему более философский характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого искусства , передавая знание его по наследству — от поколения к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами людей ; лишь самурайские фамилии да немногие , никому не известные старые мастера , навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира , бережно хранили тайны могущества этого вида борьбы.
Японской общественности это боевое искусство впервые было показано в 1922 году мастером с Окинавы Фунакоши Гичином , умершим в 1957 году в возрасте 88 лет . Свою борьбу он назвал КАРАТЭ ( «пустая рука» ) . Будучи преподавателем ( профессором ) колледжа на Окинаве , Фунакоши Гичин был приглашен с лекцией и демонстрациями традиционного боевого искусства Министерством просвещения в Токио . Его выступления произвели на публику такое впечатление , что он был наводнен просьбами преподавать КАРАТЭ в Токио. Вместо возвращения на Окинаву, Фунакоши начал обучать своему искусству в различных университетах и в Кодокане — центре ДЗЮ-ДО , пока не обосновал в 1936 году ШОТО КАН — величайшую в истории КАРАТЭ школу в Японии.
Японская Ассоциация КАРАТЭ ( НИПОН КАРАТЭ КЕКАЙ ) была основана в 1955 году Фунакоши как главным инструктором, который по праву был назван Отцом КАРАТЭ . В то время Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов, которые изучали КАРАТЭ под руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как корпорация Министерством просвещения в 1958 году . В это же время Ассоциация провела первый Всеяпонский чемпионат по КАРАТЭ ; сейчас они проводятся ежегодно , что помогло становлению КАРАТЭ как виду спорта ( соревновательного ). Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе 100. 000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов КАРАТЭ по всему миру.
Роль КАРАТЭ в современный век огромна . Как практическое средство самозащиты оно широко изучается в частных клубах, а в Японии оно является частью тренировочной программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей сейчас включает КАРАТЭ программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в других странах мира, кроме того, растет популярность КАРАТЭ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.
Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство, оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным средством самозащиты, но и существует и сейчас как захватывающий соревновательный вид спорта, дающий наслаждение энтузиастам и поклонникам всего мира.
Основные принципы
- ЦУКИ ( «укол мечом» )
- УЧИ ( «рубка мечом» )
- ГЕРИ ( «удары ногами» )
- УКЕ ( «блоки» )
Перечисленные выше элементы составляют основные приемы КАРАТЭ . Они являются начальной и конечной целью КАРАТЭ . Эти основные движения усваиваются меньше, чем за 2 месяца; однако в совершенстве изучить их выполнение за такой срок невозможно. Поэтому необходимо практиковаться регулярно, используя максимум концентрации и усилий в выполнении каждого движения. Однако тренировка не достигнет цели, если она неправильно проводится . Если даже изучать технику КАРАТЭ на научной основе , вместе с инструктором и используя правильный график тренировок, все усилия могут быть тщетными , так как тренировка по КАРАТЭ считается научной лишь тогда, когда она ведется на основе правильных физических и физиологических принципов.
Тренировка каратэ
Тренировка КАРАТЭ — это сложный физический и психологический комплекс упражнений , требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка КАРАТЭ невозможна. Основной подготовкой, способствующей овладению этого искусства, является психологическая подготовка бойца. Перед каждой тренировкой необходимо прежде всего правильно настроить свою психику и направить свои мысли в нужное русло. Для этого надо сесть на колени, поджав под себя ноги так, чтобы колени были сведены вместе и направленны вперед, пальцы одной ноги лежали на пальцах другой, корпус прямой, плечи расправлены и параллельны полу, руки на бедрах, подбородок слегка приподнят и смотрит вперед , челюсти плотно сжаты, глаза закрыты. При этом тело полностью расслабленно, разум освобожден от посторонних мыслей и всякого рода переживаний . Ваша цель одна — Вы пришли в зал, чтобы что-то с собой унести, чтобы узнать то, что еще не знаете, чтобы научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя… Иначе тренировка пройдет впустую.
Помните:»как только Вы перестаете грести , Вас относит назад». Эту фразу необходимо повторять про себя по нескольку раз в течение всей тренировки , вникая в смысл каждого ее слова.
Для изучения КАРАТЭ необходимо правильно и четко управлять своими мыслями. Чтобы развить в себе такое качество, полезным будет следующее упражнение. Сядьте, как указано выше, расслабьтесь, забудьте о всех проблемах, тревожащих Вас, представьте, что Вас неудержимо засасывает в болото. Ваше тело наполняется тяжестью. Вы чувствуете это. Организм наливается теплом . Вас начинает медленно тянуть к полу: постепенно опускается голова, плечи, корпус. Наклоняясь вперед , Вы медленно вытягиваете вперед руки. Тяжесть полностью наполняет Ваше тело, Вы целиком прижали свой корпус к коленям, и, до конца расслабившись , как бы обтекаете телом свои колени. Руки вытянуты вперед. И вот Вы полностью погрузились в затянувшее Вас болото; Вы лежите на дне самой трясины, не в состоянии пошевелиться. Но Вам жизненно необходимо вырваться из этого омута . Для этого необходимо резкое движение, сильный рывок, который вытянет Вас на поверхность, но для этого Вам нужно не просто усилие, а свехсила, которая на первый взгляд Вам не по плечу. Но она есть в Вас и в Вашем сознании , и Вы должны поверить в нее , иначе Вам не выбраться из этой трясины. Чтобы сделать этот спасительный рывок, Вы должны полностью сосредоточиться на нем и, собравши в себе все силы , с резким выдохом (можно даже с выкриком) выпрыгнуть из принятого положения как можно выше. Такое упражнение поможет Вам в овладении умением управлять собой, своими мыслями и чувствами.
На протяжении всей тренировки Вы должны полностью и до конца очистить свой разум от желания показать свою силу, от корыстных побуждений, от злобы, зависти и жестокости . Помните, что КАРАТЭ является искусством самообороны , а не нападения , применяемым в самом исключительном случае , когда Вам или Вашему здоровью грозит опасность . Пытайтесь все конфликты решать мирным путем. Ведь не случайно старые мастера этого боевого искусства говорили, что «настоящий каратэист не тот, кто без страха и колебаний лезет в драку , а тот, кто сможет уйти от драки». Именно уйти, а не убежать.
В бою психологическая подготовка играет одну из самых важных ролей, если не самую важную . Необходимо знать , что в схватке с противником прежде всего нужно победить его психологию, а уж потом вступать с ним в технический контакт с непосредственным применением приемов КАРАТЭ . Ведь победа над противником в психологической схватке — это половина фактической победы в реальном контактном бою.
Во время спарринга или боя постоянно смотрите в глаза противнику, не отрывая своего взгляда ни на мгновение. Этим самым Вы обеспечиваете себе полный обзор всех частей тела противника и всех его движений.
Никогда не переоценивайте и не недооценивайте противника, тем более никогда его не бойтесь.
Не стоит также переоценивать своих возможностей; четко определите их для себя и действуйте согласно им.
Старайтесь как можно меньше отступать от противника, придавая ему уверенности. Помните: «чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит».
Пропущенные Вами удары противника не только физически поражают Вас , но придают Вашему противнику лишнюю уверенность, которая не в Вашу пользу.
Никогда не утешайтесь временным успехом , нерасхолаживайтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Помните , что Ваши возможности неограниченны , и совершенствование всегда реально.
Вот несколько советов для психологической тренировки КАРАТЭ и моральной подготовки к бою и ведения его . Усвоив эти правила, Вы можете переходить к изучению техники КАРАТЭ и методики ведения профессионального рукопашного боя.
Форма, равновесие и центр тяжести
КАРАТЭ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные виды использования человеческого тела или используются принципы из учений физики и физиологии. Все боевые искусства и многие другие виды спорта зависят от правильной формы для эффективности их приемов . В бейсболе хорошая форма необходима для того , чтобы добиться высокой неуязвимости . Фехтовальщик тратит годы для совершенствования движений, чтобы легко увидеть неподготовленного. Отличная форма особенно важна в КАРАТЭ . Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов (ударов) при выполнении ГЕРИ или ЦУКИ.
Ученики часто должны стоять на одной ноге в атаке или в защите. Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность . Если стопы располагаются далеко друг от друга и, следовательно , с понижением центра тяжести , ГЕРИ или ЦУКИ получаются сильные . Однако они будут слабыми , если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены свыше того , что максимально допустимо . Поэтому, несмотря на то, что устойчивость важна, существуют определенные точки, ближе которых нельзя становиться . Если ученик чрезмерно заботится о равновесии, он может потерять подвижность. Поэтому позиция тела и, следовательно, центр тяжести зависят от разных обстоятельств.
Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда он распределяется сторону больше , чем на другую . Когда выполняется ЙОКО-ГЕРИ (удар ногой в сторону), вес полностью перемещается на одну ногу. В этом случае Вы должны твердо стоять на одной ноге , иначе удар или выполнение ГЕРИ может нарушить это равновесие . Однако, если Вы стоите на одной ноге слишком долго, противник может Вас легко атаковать. Поэтому Ваше равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую . Центр тяжести должен быстро перемещаться слева направо и назад, кроме того, Вы должны уклоняться от движений противника или при удобном случае атаковать его . В то же время Вы должны постоянно искать открытия в защите Вашего противника.
Понятие КАРА , как оговаривалось выше , имеет не одно традиционное значение. Одним из них является понятие «центра тяжести», который находится на уровне пупка . Все ГЕРИ и ЦУКИ в КАРАТЭ исходят именно из него , то есть Вы всю Вашу внутреннюю силу, заложенную в КАРА как бы переносите в бьющую руку или ногу. Поэтому в бою рекомендуется руки держать у живота ( у КАРА ) . В таком положении они всегда готовы к нанесению удара или постановки блока , а также находятся в нужном — согнутом — положении , что является немаловажным моментом во время ведения боя , ведь согнутую руку ( ногу ) гораздо сложнее сломать, чем выпрямленную в суставах.
Сила и быстрота
Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта. Эффективное использование силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов . Одним из них , наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.
Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты , с которой выполняются приемы . Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом , приблизительно равна 1500 фунтов ( 680,4 кг ). Быстрота — важный элемент в приложении силы , однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.
Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам , но и по легким объектам , движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы , однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила , развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом является то , что большая быстрота достигается тогда , когда сила движется по более длинному пути к цели . Например , в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно , и тело перемещается относительно цели так , чтобы нога полностью разогнулась в момент удара . Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.
Для того, чтобы увеличить силу и быстроту , необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.
Концентрация силы
ЦУКИ или ГЕРИ будут слабыми , если бить лишь одной рукой или ногой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех частей тела одновременно Когда делается ЦУКИ или ГЕРИ, сила движется из центра тела основных мышц к конечностям, окончанию кисти или стопы . Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью приблизительно 0,01 м/с . Все движение от начала до конца продолжается 0,15 — 0, 18 сек. , если такая скорость движения возможна в правильно выполненном действии . Тренировка способствует тому , что вся имеющаяся концентрируется в ударной точке.
Важно, чтобы различные мышцы и сухожилия держались свободно и расслабленно, позволяя немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя напрячь в момент концентрации. Сила, концентрируемая во время удара, должна мгновенно расслабиться для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка в напряжении и расслаблении тела очень важна для приобретения мастерства в выполнении приемов КАРАТЭ.
Роль мышечной массы
Силу для движения тела дают мышцы . Всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы — вот, что необходимо в КАРАТЭ . Даже если ученик имеет большой опыт в теории КАРАТЭ и знает принципы динамики движений , его прием будет слабым, если его мышцы не будут достаточно сильны и крепки. Поэтому необходима постоянная тренировка в укреплении и усилении мышц тела. Если тренировка в КАРАТЭ ведется по-научному, очень важно знать , какие мышцы участвуют в различных частях движения приема.
Когда отрабатывается новый прием , ученики одновременно используют необходимые мышцы или мышцы, которые в действительности мешают выполнению приема. Поэтому начинающие должны внимательно следовать советам своего учителя . Когда нужные мышцы действуют полностью и гармонично, прием получается сильным и эффективным . С другой стороны, если действуют ненужные мышцы, результатом является в крайнем случае потеря энергии, и, что хуже всего, неэффективный прием.
Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что сильное напряжение мышц производит силу.
Ритм
Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Правильное применение серии движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Также есть ритм, необходимый для движений атлета, более того запутанный и непохожий, так называемый музыкальный ритм . Для изучающего КАРАТЭ правильный ритм в обоих случаях: в основных приемах и еще больше в продвинутом спарринге ( КУМИТЭ ). Ритм особенно важен в выполнении официальных упражнений ( КАТА ). Вы должны хорошо подготовиться, чтобы чуть раньше , чем надо , выполнить 3 наиболее важных элемента, применяя силу в свое время , контролируя быстроту в приемах и от приема к приему, и плавно перемещая тело от одного приема к следующему . Эти требования неосуществимы без ритма. КАТА, выполненное лицом, продвинувшемся в КАРАТЭ, мощное, ритмичное и, следовательно, красивое.
Чувство времени
Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточно, не развито, прием может не получиться. Удар ГЕРИ или ЦУКИ, направленный в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, часто безрезультатен. Начинать прием сперва важно в любой рассчитанный промежуток времени. Начиная свое движение более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свой размах, обрабатывая его. Однако не имеется удобных случаев для отработки подобных размахов в КАРАТЭ, где исход схватки решают мгновения. Недостаток в чувстве времени может быть гибельным.
Атака в КАРАТЭ должна начинаться рукой или ногой из обычной готовой позиции или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, на всем продолжении этого движения тело должно держаться расслабленно, однако настороженно , с мышцами , полными энергии и готовыми для любого случая.
Низ живота и бедра
Тренеры современного спорта подчеркивают постоянно роль бедер в доставке максимума силы в любое движение . Например , они говорят : «Бейте Вашими бедрами» или «Бросайте Вашими бедрами» , или «Поддайте Вашими бедрами» . В Японии Танден приобретает важность сразу же после начала обучения. Учителя боевых искусств и учителя других искусств и дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства. Эта область особенно подчеркивается потому, что там сосредоточен чувствительный человеческий дух, и что эта область обеспечивает основные силы и равновесие.
Танден в действительности есть площадь позади пупка в центре тела. Если встать прямо, центр тяжести располагается точно там ( КАРА ). Если стойка в КАРАТЭ правильная , центр тяжести находится в Танден . Правильная стойка дает возможность ученику правильно уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводит в гармоничное взаимодействие его мышцы и дает минимальную потерю энергии.
Если сила концентрируется в Танден, она, как струя, вливается в выполнение приемов КАРАТЭ; кости таза и голени крепко поддерживают бедра и туловище при повороте. Эта мощная цепкая поддержка позволяет выполнить сильные приемы. Центр тела, то есть низ области живота и бедер играет большую роль в различных движениях КАРАТЭ. Следовательно, нужно стараться делать ЦУКИ, ГЕРИ и УКЕ, бедрами помогая им.