Дачэнцюань. 18 способов техники боя
Дачэнцюань был создан господином Ван Сянчжаем после многих лет изучения теории китайских кулачных искусств и на основе практики реального боя, и сплавил воедино такие замечательные направления кулачного искусства как: синъи, багуа, тайцзи, шаолинь и др. После развития в течении сорока лет был создан современный вид боевого искусства, который не только даёт большой эффект в рукопашном бою, но имеет высокую оздоровительную ценность.
Главным видом упражнений [гунфа] в дачэнцюань является упражнение в стоянии столбом [чжаньчжуангун], применяемо для взращивания ци и закаливания духа, вырабатывания необходимой в цюаньшу внутренней силы. Другие упражнения это: «проба силы [ши ли]», шаги [буфа], туйшоу, выброс силы [фали], «проба звука [ши шэн]» и др. одиночные упражнения. В различных видах одиночных упражнений содержатся пи, цзуань, бэн, пао, хэн из комплекса пяти стихий синъицюань, «срезающая ладонь [сяочжан]», «засовывание ладони [ечжан]», «обрушивающаяся ладонь [тачжан]» — упражнения «три старых ладони» из багуачжан, а также шаолиньские пять форм кулаков: дракон, тигр, змея, леопард, журавль. Из других направлений кулачного искусства заимствованы техники: «протыкать ногой пах», «топанье стопой», «вращающаяся стопа», «стопа в сторону от тела», «змеиная нога», «наставник бьёт челом» и др. виды упражнений. Кроме перечисленных выше одиночных упражнений, в дачэнцюань есть также «Начальные восемнадцать способов дачэнцюань». Применение перечисленных упражнений в реальном бою, и есть техника рукопашного боя [цзицзифа] дачэнцюань.
Здесь представлены упражнения «Начальные восемнадцать способов дачэнцюань» и их применения в рукопашном бое, это упражнения начального уровня дачэнцюань и подходят для начинающих.
Теоретическая база «Начальных восемнадцати способов дачэнцюань».
«Начальные восемнадцать способов дачэнцюань» проще называют «Восемнадцать упражнений», в применении называют «Восемнадцать саньшоу». Они основываются на содержащейся в «Методах войны [бинфа]» теории «правильного боя и боя с манёврами [ци-чжэн]». То, что называется «манёвры» [ци] имеет смысл «добиться победы посредством маневрирования». Во время боя с противником, нужно добиться реализации фразы «в покое как девушка, в движении — выпущенный заяц». Внутри этого движения и покоя, быстро, как будто ударил гром, положения корпуса перемещаются с уклоном и разворачиванием, в одно мгновение, летишь и достигаешь, выполняешь манёвр и неожиданно атакуешь противника, заставляя его сдвинуться с места, безуспешно защищаться. То, что называется правильным боем, это использование сил собственного тела, искренне и мощно, дух [цзиншэнь] — в достатке, безбрежная ци распущена, внешний вид подавляет противника, ци используется для атаки неожиданно, атака мощная и жёсткая, это и есть то, о чём говорят в практике синъицюань «удар жёсток, защититься невозможно».
Говоря о конкретных способах применения, используют или сбивание [чжуан] головой, или пинок ногой, или удар верхушкой локтя [чжоудин], или удар кистью руки, или захват [циньна], или опрокидывание [шуайфа], или отпускание [фанфа], опираясь на собственные предпочтения и привычки. Однако действовать необходимо в соответствии с ситуацией и позицией, в каждом случае найдётся свой метод, только так можно побеждать противника. Если серьёзно упражняться в этой технике продолжительное время, то можно добиться такого уровня, что «метод правильного боя» будет содержать «метод маневрирования», и наоборот, ци будет содержать чжэн, оба способа смогут превращаются друг в друга. Достижение этого рубежа, говорит о достижении начальной ступени дачэнцюань. Дойдя до этой ступени, можно хорошо овладеть временными, пространственными и ситуативными характеристиками каждого действия, имеющими значение во время боя. Можно также сказать, что во время боя, не зависимо от того, раньше или позже противника начинаешь выполнение приёма, главное выполнить выпуск силы прежде противника, подчиняя его. Господин Ван Сянчжай говорил: «Противник неподвижен, я чуть двигаюсь; противник чуть двинулся, я двигаюсь медленно; противник двигается медленно, я двигаюсь быстро; противник движется быстро, я достигаю прежде, прежде выпускаю».
Указания к выполнению «Начальных восемнадцати способов дачэнцюань».
Упражняясь в технике ударов «Начальных восемнадцать способов дачэнцюань» необходимо выполнить требования: голова держится прямо, взгляд направлен точно, дух [шэнь] величественен, ци спокойна. Делая каждое действие, необходимо наполнять его определённым боевым смыслом, нужно всячески избегать бесцельных движений и действий наобум. Наоборот, всё тело сверху донизу должно быть скоординировано, нет ничего, что не участвует в общем движении всего тела. В «Трактате дачэнцюань» говорится следующее: «Верх движется — низ следует, низ движется — верх ведёт. Верх и низ движутся, середина — атакует, атака в середине соединяет верх и низ», это и есть требование согласованного использования всего тела при упражнениях в кулаке. Кроме того, в каждом отделе тела «напряжение, но не одервенение, расслабление, но без небрежности; форма изогнутая, воля прямая, дух округл, сила квадратна «. В каждой из ста костей четырёх конечностей тела должно быть пустое и полное, расслабленное и напряжённое [сун цзинь], всюду сила сопротивления, прикасаясь к противнику, чтобы выбросить силу, всё тело, без исключения, должно принять форму выброса силы.
Во время схватки, желая установить контакт с противником, но ещё до того, нужно оценить намерения противника, на что он способен. Какие приёмы будет применять противник, какой приём использовать для атаки. Выдвигать ли две руками вместе, или входить только одной рукой? Или же показать вверх, а ударить вниз, возможно сделать финт кулаком, и нанести действительный удар ногой, или атаковать двумя соединёнными руками, или атаковать рукой и ногой совместно, атаковать с наступлением, или защищаться с отступлением. Возможно наступать шаг за шагом, добиваясь, чтобы противник не успел защититься, не имея случая и времени для контратаки, или же отступать шаг за шагом, заставляя противника раз за разом проваливаться в пустоту, используя отступление в качестве наступления и выбросить кулак, или же соединить «оглядывание» [гу — оглянуться, т.е. поворот с уклоном] и удар, или соединить в связку уклон и наступление. Однако в целом, можно сказать, что, в процессе боя, нужно не только иметь в запасе описанные выше «гипноз духа» и «гипноз действий рук» для каждого способа применения, но и, независимо от того какие приёмы применяются, добиться осуществления принципа: «дух не выплёскивается наружу, воля не проявляет форму, форма не прорывается из тела, сила не выходит за кончики».
Подводя итог, можно сказать, что главное, взяв за основу теорию «прямого и чудесного» [правильный бой и бой с манёврами, чжэн и ци], использовав каждое из изложенных выше указаний как принцип, добавить изменения тела и шага в реальном применении, перемещения центра тяжести, подготовив рациональный каркас, овладеть мощными пустым-полным и расслабленным-напряжённым, прибавить все основные виды использования тела, тогда форма приобретёт облик, характерный для техники боя дачэнцюань.
Способы упражнений и применения.
Подготовительная форма: Ноги стоят параллельно, расставлены влево-вправо на ширину плеч, вес распределён между обеими ступни. Руки поднимаются на уровень пупка, расстояние между кистями немного больше ширины плеч, центры ладоней направлены вверх, будто поддерживая вещь, пальцы обеих рук расположены друг против друга и естественно расставлены, руки проявляют округлую форму, плечи расслаблены, локти подпирают. Положение верхней части тела сохраняет прямоту, ягодицы несколько осажены вниз, грудь немного спрятана. Рот слегка прикрыт, глаза немного закрыты, дыхание естественное, на лице как будто полуулыбка (рис.1). Постояв таким образом, со спокойным сердцем до тех пор, пока всё тело не вытянется, и не приобретёт качества пустотной подвижности [сюйлин], и почувствовав комфортную силу, можно приступать к упражнениям техники боя, которые приводятся ниже.
Способ сбивания головой [тоу чжуан фа].
1.Упражнение сбивания головой.
Положение нижней части тела: левая нога шагает влево вперёд на пол-шага, ноги приобретают форму динбацзыбу, правая нога немного сгибается, пятка левой ноги чуть-чуть приподнята, позиция колена содержит идею поднимания вверх и толчка вперёд.
Положение верхней части тела: корпус занимает несколько диагональную позицию, руки встречающим движением вытягиваются вперёд, в немного согнутом положении, пальцы естественно расставлены, кисти отстоят друг от друга приблизительно на десять сантиметров, макушка головы чуть приподнята, спина чуть опирается назад [као], нижняя челюсть подобрана назад, взгляд собран внутри, глаза скрывают дух (рис.2).
Обе руки двигаясь сверху вниз разделяются влево и вправо, выполняют охват-зацеп [лоу-гуа] (левая кисть делает лоугуа влево, правая — вправо). Одновременно, левой ногой шагают вперёд, и, применяя силу всего тела, выполняют удар головой, областью линии волос, выдвигая её вперёд, решительно выбрасывают силу в сбивании [чжуан]. Верхняя часть тела из диагональной становится фронтальной (рис. 3,5,6).
2.Применение.
Когда противник атакует меня в лицо или грудь двумя руками одновременно, я могу применить сбивающий удар головой в качестве контратаки. Перед тем как руки противника коснутся моего тела, мои обе руки выполняют охват-зацеп обоих предплечий противника в обе стороны по направлению от моего тела или лица вниз-назад, следом наносится сбивающий удар головой в лицо или грудь противника. Другие указания см. в описании техники выполнения (рис. 6,7,8).
Метод удара плечом. [цзянь да фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для удара головой.
Положение верхней части тела: плечи раскрыты влево и вправо, однако имеют небольшой изгиб, примерно под 45 градусов по отношению к собственному телу, пальцы обеих рук естественно расставлены, это похоже на то, как держат мяч, голова направлена макушкой кверху, нижняя челюсть чуть подобрана, тело имеет выпрямленную форму, плечи отпущены на расслабление [фансун]. Левая нога шагает на пол-шага вперёд, правая нога плотно подшагивает на пол-шага, правая нога немного согнута. Одновременно, верхняя часть тела изменяет положение с фронтального на диагональное, правое плечо впереди, в соответствии с ситуацией делается выброс силы вперёд, грудь спрятана, спина напряжена, положение правого колена выражает идею опускания на землю, пятка правой ноги чуть-чуть приподнимается взгляд направлен вдаль, ци — мощная и решительная (рис. 9,10).
2.Применение.
Когда противник атакует меня в лицо правым или левым прямым ударом кулака, я могу использовать плечо для нанесения контратаки. Когда левый кулак противника (или правый) приближается к моему лицу, но удар не достиг ещё максимума силы, я внезапно изменяю положение верхней части тела из прямого в наклонное, левой рукой давлю [ань] на запястье противника слева снаружи, правое плечо двигаю влево-вперёд выбрасывая силу. Другие указания см. в описании упражнения (рис. 11, 12 фронт, 12 тыл).
Метод удара локтем. [чжоу да фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и упражнении удара головой.
Положение верхней части тела: руки разделяются по направлению вперёд-назад, левая — впереди, правая — сзади, обе руки несколько согнуты, центры ладоней обращены вверх, похоже на поддерживание какого-то предмета. Оба предплечья поворачиваются, возвращаясь снизу вверх, верхняя часть тела немного опирается назад, согнутые локти выбрасываю сбивающую силу вперёд, верхняя часть тела следом делает разрушающее движение вперёд. Левой ногой делают полшага вперёд, правая — слитно подшагивает на полшага. Взгляд направлен вдаль, дух подавляет противника (рис. 13, 14 прямо, 14 обратно).
2. Применение.
Если противник наносит правый маховый удар кулаком [байцюань] в левую сторону моей головы, я могу применить удар локтем в качестве контратаки. Когда его рука подходит к моей голове слева, я поворачиваю левое предплечье снизу-вверх и обратно-внутрь так, что образуется положение стоячего локтя [личжоу], и использую левое предплечье чтобы блокировать наружу правое предплечье противника. Затем, возвращаю кисть с переворотом внутрь, центр ладони направлен вниз, кончик локтя направлен вперёд, наношу свирепый сбивающий удар в грудь противника. Другие указания см. в описании упражнения (рис. 15, 16, 17).
Метод удара запястьем. [вань да фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, вытянуты навстречу [противнику], центры ладоней направлены внутрь, левая рука впереди правая — сзади, расстояние между кистями примерно 10 см, правая рука находится, примерно, на расстоянии трёх кулаков от груди, пальцы обеих рук естественно согнуты, локти подпирают наружу влево и вправо. Обе руки тянут назад до положения перед грудью, тело немного опирается назад, плечи заставляют двигаться кисти рук, оба запястья выбрасывают силу вперёд. Во время выброса силы нужно опустошить грудь и напрячь спину, пальцы обеих рук скрючены назад, и заставляют запястья сильно выпячиваться. Одновременно левой ногой делается полшага вперёд, правая стопа слитно подшагивает на полшага. Сила всего тела равномерно упорядочена, запястья подобны пружине (рис. 18,19,20).
2.Применение.
Когда противник атакует броском [пу] обеих рук мне в лицо, я могу применить удар запястьями в качестве контратаки. Когда руки противника приближаются к моему лицу, я встречаю его запястья или предплечья по направлению вверх, соединяясь с ними верхней частью своих предплечий. Следом оттягиваю обе кисти до положения перед грудью, заставляя силу противника опуститься в пустоту. Затем запястья обеих рук выбрасывают силу в грудь противника. Другие указания см. в описании упражнения (рис. 21, 22, 23).
[По-видимому рис 21в введён по ошибке]
Метод удара кистями. [шоу да фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, вытянуты навстречу [противнику], центры ладоней направлены вниз, пальцы расставлены естественным образом, руки защищают область лица, левая кисть вытянута немного дальше, чем правая. Обе кисти поворачиваются внутрь, центрами внутрь и оттягиваются обратно, предплечья разводятся в стороны, влево и вправо. Следом, обе кисти, поворачиваются наружу, центрами вперёд, плечи заставляют двигаться руки, руки заставляют двигаться кисти, кисти свирепо выбрасывают силу вперёд в хлопающем ударе. Одновременно, левая нога шагает вперёд, правая — слитно подшагивает на полшага. Нужно добиваться выравнивания головы и рук, ноги и тело наступают вместе, форма жестокая и свирепая, подобно тигру бросающемуся на добычу (рис. 24, 25, 26).
2.Применение.
Когда противник атакует мою голову одновременно двумя руками с двух сторон, слева и справа, я могу применить удар кистями рук в качестве контратаки. Когда руки противника приближаются к моей голове с двух сторон, я использую предплечья со стороны лучевой кости, чтобы развести предплечья противника одновременно влево и вправо, поворачиваю наружу обе кисти и атакую ладонями в грудь противника хлопающим ударом. В этот момент локти должны быть свешены, а плечи — погружены. Другие указания см. в описании упражнения (рис. 27, 28).
Метод удара бедром. [куа да фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, разведены влево-вправо, примерно под 90 градусов по отношению к телу, пальцы рук естественным образом разведены, центры ладоней по косой вниз, всё тело расслаблено [фансун]. Левая нога шагает на полшага вперёд, правая — слитно подшагивает, опускается позади левой ноги с внешней стороны, позиция ног превращается в динцзыбабу, кончик правой стопы напротив внешней стороны левой лодыжки, на расстоянии примерно 20 см. Верхняя часть тела вращается назад, используя подошву левой стопы в качестве оси, голова следом поворачивается вниз-вправо. Одновременно, левая рука делает дугообразное движение слева вверх и вправо, достигает положения у правого плеча и головы, правая рука, следуя ситуации, идёт от тела назад. Когда верхняя часть тела поворачивается назад, бедро левой ноги делает сбивающий удар влево, делается выброс силы через бедро. Во время выброса силы всё тело держится согласованно, твёрдое и мягкое друг другу помогают. Рис. 29, 30, 31, 32.
2.Применение.
Когда противник наносит раскалывающий удар [цза] правым кулаком мне в голову, я могу использовать удар бедром в качестве контратаки. Когда кулак противника приближается к моей голове, я блокирую его правое предплечье своим правым предплечьем, следом надавливаю [я] на правое предплечье противника слева направо, одновременно тело немного уклоняется влево, использую ситуацию, наступаю и действую корпусом, левой рукой округло обхватываю противника за поясницу, левым бедром наношу сбивающий удар [чжуан] в нижнюю часть живота или в основание ноги противника, левая кисть движется вверх и вправо согласованно с верхней частью корпуса, тело вращается вправо-назад. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 33, 34, 35.
Метод удара коленом. [си да фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: корпус стоит фронтально, грудь спрятана, спина опирается, кисти тыльными сторонами приклеены к пояснице, пальцы расставлены. Правая нога делает шаг вперёд, носок стопы немного завёрнут внутрь, центр тяжести падает на область правого бедра, после того как правая стопа ровно и прочно встанет на землю, левая стопа описывает горизонтальную дугу вперёд-влево от внутренней стороны правой стопы. Когда левая стопа опустится на землю, правое бедро инициирует движение вперёд, и выполняется выброс силы в сбивающем ударе левым коленом влево-наружу. Левое колено выдвигаясь вперёд выходит за кончик левой стопы, левая пятка немного отрывается от земли, что приводит к возникновению упругой силы в колене. Рис. 36, 37.
2.Применение.
Когда противник атакует пинком левой ноги мне в живот, я могу использовать удар коленом в качестве контратаки. Когда левая нога противника приближается к моему животу, я оттягиваю правую стопу на шаг назад, левая нога следом также оттягивается на полшага, заставляя пинок противника провалиться в пустоту. После того, как левая нога противника опустится на землю, я шагаю вперёд на полшага правой ногой и левым коленом наношу сталкивающий удар по икре противника. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 38, 39, 40.
Метод топтания стопой. [цзяо до фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: левая рука, слегка согнутая, вытянута навстречу [противнику], центр ладони направлен вверх, правая рука защищает голову, центр ладони наружу, руки естественно расправлены. Правый локоть сгибается, подпирая наружу, пальцы направлены влево, сгибается левое колено, левая стопа поднимается в горизонтальном положении, верхняя часть тела поворачивается влево, и левая стопа топает вниз с жёсткой силой. Обе ноги сгибаются и принимается позиция мабу. Кисти давят вниз по бокам тела, взгляд направлен влево вперёд, Сила равномерно распределена по телу. Рис. 41, 42, 43.
2.Применение.
Когда противник намерен нанести мне удар в левые рёбра правым кулаком с правой ногой впереди, я могу использовать топчущий удар стопой в качестве контратаки. Когда кулак противника приближается к моим левым рёбрам, я оттягиваю левую стопу назад на полшага, правой кистью нажимаю [ань] на правое предплечье противника, одновременно подошвой левой стопы топаю по костям плюсны правой ногой противника. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 44, 45.
Метод циньна. [циньна фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: оба скрещенных предплечья вытянуты вперёд навстречу противнику, руки немного согнуты, правое предплечье присоединено к левому сверху, пальцы рук естественно расставлены. Правое предплечье движется вниз-вправо, рука выполняет хватание [чжуа] и проведение [люй], левый локоть в соответствии с ситуацией делает давящее движение вниз, ноги принимаю позицию гунбу. Взгляд направлен влево и вперёд. Рис. 46, 47, 48.
2.Применение.
Когда противник наносит рубящий удар [пи] ладонью мне в лицо, я могу применить метод циньна в качестве контратаки. Когда ладонь противника приближается к моему лицу, я поднимаю навстречу скрещенные предплечья, зажимая правое запястье противника. Пользуясь ситуацией, правой кистью хватаю и провожу запястье противника вниз и назад к себе, одновременно надавливая [я] вниз левым локтем на правое предплечье противника, заставляя сустав сдвинуться против сгиба. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 49, 50, 51.
Метод встряхивания и отбрасывания. [доу фан фа]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, вытянуты навстречу [противнику], левая кисть впереди, правая кисть сзади, центры ладоней направлены друг к другу, пальцы рук естественно раскрыты, расстояние между ними около 20 см, по направлению вперёд-назад около 10 см. Правая стопа оттягивается назад на полшага, левая стопа следом оттягивается назад на полшага. Руки, следуя отходу, тянут назад до положения перед грудью, локти подпирают наружу, кисти скручиваются внутрь, центры ладоней направлены вниз, кончики пальцев направлены вперёд, всё тело стимулирует движение пальцев, кончики пальцев встряхиваются наружу, выбрасывая силу вперёд. Левая нога шагает вперёд, правая слитно подтягивается на полшага. Всё тело выбрасывает силу по центральной линии. Рис. 52, 53, 54.
2.Применение.
Когда противник атакует меня в грудь двумя руками, я могу использовать метод встряхивания и отбрасывания. Когда две кисти или два кулака противника приближаются к моей груди, я давлю предплечьями на предплечья или запястья противника по направлению сверху вниз и назад к себе. Правая стопа оттягивается на полшага назад, левая стопа также оттягивается на полшага, заставляя кисти противника провалиться в пустоту, пользуясь ситуацией, выбрасываю силу встряхивающим движением через обе кисти, нанося сбивающий удар в грудь противника. Другие указания см. в описании упражнения. Рис.55, 56, 57, 58.
Рука пронизывает пах. [чуань дан шоу]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: правая рука, слегка согнута, локоть подпирает наружу, пальцы кисти естественно расставлены, центр ладони направлен наружу, рука защищает голову с правой стороны, грудь спрятана, спина выставлена. Правая нога сгибается в приседе, левая нога вытягивается вперёд, поясница оседает вниз, корпус понижается. Левая кисть с естественно разведёнными пальцами располагается у нижней части живота, следует вдоль внутренней стороны левого бедра, делает дугообразное движение вниз-вперёд-вверх, тело следом поднимается, принимается левая гундэнбу, левая кисть пронизывает вверх до положения над головой, левая рука немного согнута, центр ладони направлен вправо, кончики пальцев — вверх. Это один из видов бросков [шуайфа] дачэнцюань. Рис. 59, 60, 61, 62.
2.Применение.
Когда противник атакует меня в голову с правой стороны маховым ударом кулака [байцюань], я могу использовать технику «рука пронизывает пах» для контратаки. Когда левый кулак противника приближается к моей голове, я блокирую правым предплечьем его левое предплечье, пользуясь ситуацией, хватаю левое предплечье или запястье противника. Моё тело приседает вниз, прошагиваю левой ногой, левой рукой пронизываю изнутри пах противника, поднимая вверх, сгибаю локоть. Следом тело приподнимается вверх, одновременно, правая кисть тянет себе за спину назад-вниз, поднимаю противника себе на плечи. Другие указания см. в описании упражнения. Рис.63, 64, 65.
Кисти разделяют внутрь. [ли фэнь шоу]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: обе руки слегка согнуты, оба локтя подпирают наружу, обе подмышки наполовину пустые, пальцы рук естественно расставлены, кончики пальцев изначально противопоставлены, центры ладоней направлены вниз, расстояние между руками составляет примерно ширину плеч, расстояние от тела составляет не более пяти кулаков, но руки не должны прилипать к груди. Левая кисть делает округлое движение слева-снаружи вправо-внутрь, затем сверху вниз. Правая кисть следом делает округлое движение справа-снаружи влево-внутрь, затем сверху вниз. Руки поочерёдно описывают кругообразные движения. Рис. 66, 67.
2.Применение.
Когда противник наносит серию прямых ударов кулаками мне в грудь, я могу применить «разделение кистями изнутри» в качестве контрприёма. Когда правый кулак противника с прямым ударом приближается к моей груди, я нажимаю вниз на левое предплечье противника своей левой кистью по траектории слева-снаружи влево-внутрь. Когда левый кулак противника в прямом ударе приближается к моей груди, я следом использую правую кисть для нажима на левое предплечье противника вниз по траектории справа-снаружи вправо-внутрь. После того как руки противника сблокированы левым и правым нажимами вниз, я следом могу использовать «круговой удар» [цюань чуй] обеими руками, одной связкой атакуя голову противника с обеих сторон. Техника ног и рук черпают источник движения друг в друге. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 68, 69, 70, 71.
Кисти разделяют наружу. [вай фэнь шоу]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: обе руки слегка согнуты, оба локтя подпирают наружу, обе подмышки наполовину пустые, пальцы рук естественно расставлены (полусжатые кулаки также подходят), кончики пальцев обеих рук противостоят друг другу (или макушки кулаков), центры ладоней направлены вниз, кисти рук отстоят по направлению влево-вправо примерно на 20 см, расстояние от груди до кистей рук примерно 3 кулака. Левая кисть движется по дуге от груди влево-наружу, затем снизу вверх. Правая кисть движется по дуге от груди вправо-наружу, затем снизу вверх. Руки делают сменяющие друг друга кругообразные движения. Рис. 72, 73.
2.Применение.
Когда противник атакует меня в голову слева и справа маховыми ударами левым и правым кулаками, я могу использовать для противодействия данную технику. Когда правый кулак противника приближается к моей голове слева, я блокирую с раскрыванием правое предплечье противника своим левым предплечьем по направлению кнаружи-влево. Когда противник снова атакует меня левым маховым ударом в голову и его кулак приближается к моей голове, я, продолжая связку, использую правое предплечье, чтобы сблокировать с раскрытием левое предплечье противника по направлению вправо-наружу. После того, как сблокированы удары противника, я могу использовать буравящий удар [цзуаньцюань] левой и правой рукой, в связке атакую нижнюю челюсть противника. Шаги могут следовать ударам цзуаньцюань обеими руками, помогая друг другу. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 74, 75, 76, 77.
Фронтальные ножницы кистями. [чжэн цзянь шоу]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: оба скрещенных предплечья вытянуты вперёд навстречу противнику, руки немного согнуты, высота выше уровня головы, правая кисть поверх левой, центр ладони наискосок вниз, пальцы рук естественно разведены. Левая кисть движется справа-снаружи влево-наружу, правая кисть движется слева-снаружи вправо-наружу, одновременно охватывая и зацепляя [лоу гуа]. При выполнении обхвата-зацепа правая кисть впереди, левая — сзади, центры ладоней — вниз, пальцы рук — согнуты, хукоу левой кисти находится примерно в 20 см от груди. Верхняя часть тела следом скручивается влево. Рис. 78, 79, 80.
2.Применение.
Когда противник атакует прямым ударом кулака в мою нижнюю челюсть, я могу применить «фронтальные ножницы кистями» в качестве контратаки. Когда кулак противника приближается к моей нижней челюсти, я двигаю правую кисть слева-снаружи вправо-наружу охватывая-зацепляя правый локоть противника. Одновременно, двигаю левую кисть справа-снаружи, охватываю-зацепляю правое запястье противника, это приводит правую руку противника в положение перегибания сустава против сгиба. Другие указания см. в описании упражнения. Рис.81, 82, 83.
Боковые ножницы кистями. [цэ цзянь шоу]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что и для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: корпус стоит фронтально, обе руки подняты, локти округло согнуты в обхвате, плечи подпирают, локти пересекают [поперечно], обе кисти повёрнуты наружу, центры ладоней направлены вперёд, кончики пальцев — вверх, кисти расположены на уровне бровей, расстояние от головы до рук примерно 3 кулака. Левая кисть толкает слева-снаружи по направлению вправо в положении стоячей ладони, правая кисть справа-снаружи толкает влево в положении стоячей ладони. Во время толчка двумя ладонями локти свешены вниз, правый локоть прижат к груди, левая кисть впереди, правая кисть сзади. Верхняя часть тела меняет фронтальную позицию на диагональную. Рис. 84, 85.
2.Применение.
Когда противник атакует правым прямым ударом кулака мне в подмышку, я могу использовать в качестве контратаки боковые ножницы. Когда правый кулак противника приближается к моей подмышке, я блокирую влево-внутрь правое предплечье противника своей локтевой кистью, одновременно блокирую левое запястье противника влево-наружу своим правым запястьем, следуя ситуации, наношу поперечный удар левой ладонью в лицо противнику, пальцы левой ладони направлены вправо. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 86, 87.
Удар тыльной стороной кулака. [фань бэй чуй]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, вытянуты навстречу [противнику], центры ладоней направлены вниз, пальцы естественно расправлены. Обе руки одновременно давят [ань] вниз с охватом-зацепом [лоу-гуа], корпус опирается назад, обе кисти превращаются в полусжатые кулаки, они переворачиваются и наносят дробящий удар спинами кулаков вниз, плечи погружены, локти свешены, тело таранит вперёд, левая нога шагает вперёд на полшага, правая стопа слитно подшагивает на полшага. Рис. 88, 89.
2.Применение.
Когда противник атакует меня двумя кулаками одновременно в область желудка, я могу использовать эту технику. Когда кисти противника приближаются к моему телу, я использую обе кисти, чтобы сбить вниз и охватить и зацепить их двигая по направлению к себе. Следом кисти превращаются в кулаки, переворачиваются и наносят дробящий удар [цза] спиной кулака в грудь противника. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 90, 91, 92.
Нижний поднимающий удар. [ся ляо чуй]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, вытянуты навстречу [противнику], левая кисть полусжата в кулак и защищает лицо. Правое предплечье поднимается вверх, примерно под 90 градусов по отношению к плечу, глаз кулака смотрит вверх и вперёд, левый кулак описывает дугу сверху к себе и вниз, следом правый кулак описывает дугу снизу вверх и к себе. Во время движения, плечи ведут локти, локти ведут кулаки. Обе руки вращаются непрерывно как два колеса. Рис. 93, 94, 95, 96.
2.Применение.
Когда противник атакует меня левой ногой в правые рёбра, я могу применить эту технику для контратаки. Когда левая стопа противника приближается к моим правым рёбрам, Я уклоняюсь корпусом немного влево, вращаю левое предплечье для защиты груди, правое предплечье движется снизу вверх, поднимая коленный сгиб противника вверх с решительной силой, заставляя его опрокинуться назад. Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 97, 98.
Пинок назад. [хоу дэн цзяо]
1.Упражнение.
Положение нижней части тела то же, что для упражнения удара головой.
Положение верхней части тела: руки, слегка согнутые, разведены влево и вправо под 45 градусов по отношению к корпусу, пальцы рук естественно разведены, центры ладоней направлены вниз, корпус стоит фронтально, всё тело расслаблено. Левая нога отступает назад, тело вращается на 180 градусов справа налево, используя подошву левой стопы как ось, положение верхней части корпуса не меняется, следуя ситуации поясница сгибается под 90 градусов вперёд, голова поднята, грудь выпрямлена, взгляд направлен назад, правая стопа (или левая) выполняет горизонтальный прямой пинок назад, верхняя часть тела, в целом, имеет вид прямого угла. Это метод добиться победы из поражения посредством удара ногой. Рис. 99, 100, 101, 102.
2.Применение.
Когда противник атакует меня броском двух рук в лицо, и, одновременно наносит нижний удар ногой в нижнюю часть живота, я могу контратаковать ударом ногой назад. Когда руки и нога противника приближаются к моему лицу и животу, я оттягиваю левую ногу на шаг назад, заставляя руку стопу противника провалиться в пустоту, оборачиваюсь назад, поднимаю левую стопу (или правую) и, с решительной силой, наношу противнику прямой горизонтальный удар назад (также можно использовать поднимающийся вверх удар пяткой ). Другие указания см. в описании упражнения. Рис. 103, 104, 105.
Описанные выше упражнения и применения «Начальных 18 способов дачэнцюань» показаны из положения с левой ногой впереди, упражнения из позиции с правой ногой впереди выполняются также, только нужно поменять сторону. В конкретной контратаке можно сочетать описанные выше 18 способов. После того как каждый из 18 способов будет натренирован до чистого исполнения, их можно будет также применять активным атакующим способом. Однако в применении любого метода, дух и форма не должны быть шаблонными, зыстывшими, консервативными. Иначе можно опуститься до мёртвых приёмов, мёртвых методов, приёмы не будут иметь реального смысла, а будут выполняться формально.
До истинной сути техники боя ушу, просветления духа, изучающий должен дойти сам.