"Борцовский" феномен в "боях без правил"

Появление, так называемых «боёв без правил», в сфере профессионального спорта явление крайне позитивное. Преследуя совершенно определённые коммерческие цели, организаторы подобных турниров, сами того не подозревая, выполняют огромную селекционную работу в технических и методических областях подготовки профессионального бойца. Дело в том, что не имея, по объективным причинам, сформированной системы подготовки именно «бойца без правил», организаторы, тренера и сами спортсмены вынуждены экспериментировать буквально на всех этапах подготовки в тактике и технике ведения поединка. Как правило, в «бои без правил» (и в их разновидности) приходят уже сформировавшиеся, а зачастую закончившие официальную спортивную карьеру борцы, боксёры и представители восточных стилей.

Теперь следует разобраться, что формирует предпочтительную тактику ведения поединка? Конечно, правила соревнований, а именно система определения победителя и ограничения, принятые при ведении поединка.


Рассмотрим общие черты для большинства «боёв без правил»:

1. Определение победителя

1.1. Нокаут,

1.1.1. сдача вследствие болевого или удушающего приёма,

1.1.2. сдача вследствие невозможности продолжения поединка,

1.2. решение судейской бригады после окончания дополнительного времени, основывающееся скорее на элементе доминирования на протяжении поединка, чем на количестве и качестве нанесённых ударов.


2. Ограничения, принятые в так называемых «боях без правил», запрещены:

2.1. Проникающие болевые приёмы на глаза, шею и пах

2.2. Болевые на пальцы

2.3. Удары в колено спереди

2.4. Удары в пах, затылок и спину

2.5. Удары головой

2.6. Добивание ногами лежащего, либо стоящего на 4-х точках опоры противника

2.7. Удары локтем в партере.

Наиболее свободным от ограничений «боями без правил» является бразильское Валетудо. И всё же, серьёзные ограничения присутствуют, и в этом виде профессионального спорта. Чтобы не попасть под град критики, я бы посоветовал фанатам этих видов побывать на официальных сайтах разнообразных федераций, союзов и советов, представляющих большое количество разновидностей альтернативных поединков, хотя бы для того, чтобы самим убедиться в наличии серьёзных ограничений в выборе технических действий в процессе поединка.

А теперь, пристально вглядимся в направленность ограничений и определения результативности.


1. Любой профессиональный боксёр подтвердит, что планирование нокаута, вещь неблагодарная, потому что он является скорее кульминацией тактически правильно построенной связки. А в условиях тождественной подготовки, веса, роста и опыта крайне тяжело скрыть свои предварительные шаги для реализации нокаутирующих действий. И это в боксе, где основная работа происходит на дальней, либо средней, оптимальной для удара, дистанции, а клинч (по сути, элемент борьбы) вообще пресекается рефери. А теперь представьте, насколько авантюрно рассчитывать на стабильное нокаутирование противника в поединке, который 90% времени проходит на критической дистанции.


2. Болевые и удушающие приёмы — это вполне известный, отработанный борцовский арсенал, даже для таких видов, как вольная или греко-римская борьба, не говоря уж о дзюдо или самбо. Дело в том, что по сути, эти приёмы, не что иное, как захват и последующее силовое удержание — азбука любого вида борьбы. Любой квалифицированный борец тонко «чувствующий» противника, в состоянии выполнить подобные действия даже без предварительной наработки, основываясь лишь на своём опыте «управления балансом» противника.


3. Сдача, вследствие невозможности продолжения поединка. Случается всё реже и реже, в виду того, что «забить» до сдачи физически подготовленного, грамотного бойца, стремящегося на критическую дистанцию крайне затруднительно, а появление случайных людей в профессиональных боях, на сегодняшний день, явление крайне редкое.


4. Решение судейской бригады. Бои проходят без перерыва и практически без остановок. В среднем не менее 15 мин. Причем, проходя на критической дистанции, они логически переходят в партер, где нанесение ударов вообще необоснованно, в виду коротких амплитуд, не свободных траекторий и отсутствия возможности «вложения» массы в удар. То есть, бить то можно, но находясь достаточно высоко, скажем сидя на противнике. Крайне сомнительно, чтобы борец, для которого партер — дом родной, мог позволить спортсмену с ударным арсеналом и примерно тождественным весом занять столь вызывающую, доминирующую позицию. Более того, даже при отсутствии результативных действий, положение в партере извиняюсь, «сверху» на протяжении поединка может быть оценено как доминирующее.


Теперь поговорим об ограничениях, принятых при ведении поединка. Точнее о том, как эти ограничения формируют предпочтительную тактику «боёв без правил».


1. Проникающие болевые приёмы. Очень просты в техническом плане и крайне эффективны в силу своей крайней жестокости. Например, задача, как вырваться из захвата профессионального борца, не имея при этом достаточных навыков в борьбе? Да проще простого, надавив на его глаз большим пальцем, либо захватив его пах. Смею вас заверить, если бы были разрешены проникающие болевые приёмы, время пребывания в партерной «кама сутре» бойцов занимало бы не более 30% от общего времени. Не коим образом не пропагандирую столь опасные для здоровья тех. действия. Я всего лишь пытаюсь прогнозировать дальнейшее стратегическое развитие профессиональных боёв. Кстати, на мой взгляд, это более точное, по сути, название.


2. Болевые на пальцы. Совершенно не понятное запрещение. Так как, во-первых, являются трудно выполнимыми и применяются в, большей степени, именно для освобождения от захватов. Наличие данных болевых приёмов в арсенале бойцов «ударного типа» позволило бы заполнить пробелы в борцовской практике с помощью «неудобной» тактико-технической модели болевого характера.


3. Большинство результативной, в прикладном понимании, ударной техники, способной реально нокаутировать противника. Имея 23-х летний опыт, контактных боёв, я не могу понять, почему запрещают наносить удары по колену спереди и разрешают с боку. Если разобраться, колено имеет гораздо более прочную конструкцию во фронтальной плоскости, чем в боковой.


4. Удары в пах разрешены даже в таком интеллигентном виде спорта, как тхеквондо wtf, и я считаю совершенно обоснованно. Наличие паховой раковины, значительно снижает риск серьёзных повреждений, и в то же время позволяет значительно расширить ударный арсенал, так необходимый на критической дистанции.


5. Удары головой — это настолько естественная техника, что применяется даже в профессиональном Муай тай. Опять таки, это удары критической дистанции, способные пресекать любое сближение и захват на верхнем уровне.


6. Добивание противника ногами — совершенно естественное продолжение успешных, атакующих действий, опять таки направленное скорее против бойцов «борцовской направленности».


7. Удары локтём в партере ни чем не хуже и не лучше любого другого удара и запрещены скорее всего потому, что не требуют большой амплитуды, имеют короткую траекторию и вполне могут использовать массу тела даже в лежачем положении. То есть это единственный более или менее результативный удар для партера, видимо именно по этому он и запрещён.


Этот краткий обзор вполне даёт понять, что сегодняшние правила профессиональных боёв далеко не являются декларируемыми «боями без правил», хотя бы ввиду большого количества ограничений, которые и есть самая жёсткая часть любых правил, любых соревнований. Более того, правила большинства подобных систем явно написаны в угоду борцовской технике и тактике, что, по сути, сужает технический арсенал и превращает подобные поединки в одну из вариаций вольной борьбы. Противники, особенно со спортивным опытом борьбы, настолько освоились в «кои», что порой за всю встречу не наносят ни одного удара, предпочитая с первых секунд боя «уходить» в партер.

Теперь поговорим, почему борьба в целом, столь эффективна против ударной тактики и техники. Всё дело в природе технических действий. Ударная техника имеет Янскую природу, то есть жёсткое непродолжительное по времени напряжение, что как нельзя лучше подходит для атакующих действий имеющих, как правило, скоростную, тактическую основу. Борьба имеет явно выраженный, силовой характер, с длительными, достаточно равномерными по усилию напряжениями, то есть имеет так называемую Иньскую природу. Если использовать традиционную восточную, энергетическую классификацию. Естественно, что не может быть рафинированных Яньских, или только Иньских тех. действий. Всегда происходит некое смешение этих начал, но всегда можно выделить доминанту, необходимую для осознания природы движения.

Что же нам даёт выявление Иньской природы борьбы? Это абсолютно доказывает, что борьба по своей внутренней природе, не смотря на порой крайнюю её агрессивность, носит характер защитных (Инь) действий. То есть борец при встрече со спортсменом ударного плана начинает квалифицированно защищаться с первых секунд поединка, и побеждает, как правило, измотав противника несвойственными для того длительными, по времени, и, значительными по усилию, напряжениями. И так, мы видим, что явная, энергетическая и вытекающая из неё тактическая предпочтительность борьбы, плюс характерные, я бы сказал, «борцовские» правила соревнований в профессиональных боях, в конечном итоге могут превратить эти самые бои в ещё одну разновидность борьбы.


В прикладном смысле, сегодняшняя версия большинства «боёв без правил» — чистый абсурд. За более чем 23-х летнюю практику контактных боёв, 15-ти летний служебный опыт и не малую «свободную» практику, я не видел ни одного реального поединка, закончившегося 10 минутным лежанием друг на друге. Основной бой длится не более 20 сек. и проходит, как правило в стойке. Элементы борьбы возможны, более того, необходимы, но как дополнение к эффективной ударной технике. В этом смысле крайне революционным кажется японский подход к боям Хокутоки, то есть кровавой битве в дословном переводе. Ещё в 1992г. доктор И. Линдер 8 Дан провёл турнир Хокутоки по правилам Иеригуми го, который по своему динамизму и свободным правилам явно отличался от сегодняшних так называемых боёв без правил. Существуют и другие не менее свободные профессиональные правила Хокутоки, Дайдо джуку, фристайл Ашихара каратэ, Кои но такинобори рю.

Остаётся надеяться, что руководители перечисленных федераций найдут в себе силы и позитивное отношение к коллегам по «цеху», для популяризации настоящего Хокутоки. Как мне кажется, от этого выиграет, прежде всего, наш спорт, который возможно покажет себя с новой грани.