Удары ногами

Это — второй по величине раздел Хапкидо после техники рук. В реальном бою удары ногами проходят лишь при великолепном владении всем телом. Даже при большой скорости удара удар ногой менее быстр, чем удар рукой, поэтому удары ногами в голову проходят лишь в случае правильно построенной комбинации. Каждый удар ногой должен иметь свое конкретное предназначение. Новички обычно плохо представляют, куда попадет удар, часто промахиваются и теряют равновесие.

Существуют определенные принципы, основанные на законах физики и анатомии человека, которых необходимо придерживаться для того, чтобы удары были максимально эффективными и мощными. Занимающийся должен неизменно придерживаться определенной техники, базирующейся на этих принципах независимо от того, какой удар он выполняет: в сторону, боковой, прямой и т.д. Следующие правила не в коей мере не представляют весь спектр техники базовой для многих ударов. Они, однако, отражают наиболее важные аспекты движений всех ударов. Эти правила: использовать полную силу только на максимальном распрямлении; высоко поднимать колено и ногу, которой наносится удар; корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию, при этом особое внимание следует уделить бедрам и ногам.

Использовать полную силу при максимальном распрямлении.

Многие вкладывают полную силу в течение выполнения всего удара, в результате и мышцы непрерывно напряжены. Это направление, не только изменяет скорость удара, но и напрасно растрачивает силы, если удар наносится с максимальной скоростью, вся нога должна оставаться расслабленной вплоть до момента полного распрямления, затем вся сила (следовательно напряжение мышц) должна быть взрывообразно вложена в один предельно короткий миг.

Высоко поднимать колено и ногу, которой наносится удар.

Все удары должны начинаться с максимально поднятого колена. Тогда соответствующий удар можно сделать одним движением. Преимущество при этом заключается в следующем:

  • удар приобретает большую проникающую силу, когда угол между распрямляющейся ногой и мысленно горизонтально проведенной через цель линией уменьшается;
  • у противника остается меньше времени, чтобы среагировать: при высоко поднятом колене удар можно наносить в различные цели (в верхний, средний или нижний уровни). В результате противнику трудно предугадать, куда именно наносится удар.
  • удар из такого положения труднее блокировать. Когда удар наносится прямо с земли в какую-либо цель, противнику достаточно опустить свою руку, чтобы сдержать его. Когда нога высоко поднята и находится ближе к телу противника, он не может уже блокировать столь эффективно. Он не может заранее предугадать, по какой траектории будет двигаться нога, и следовательно не может быстро выбрать подходящий блок.

Корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию ноги и бедра:

  • сила и скорость являются первостепенными качествами мощных жестких ударов. Однако, если в выполнении удара участвуют только мышцы ноги, сила и скорость определяются только их действием. С другой стороны, когда бедро также выбрасывается вперед вместе с ногой, удару сообщает все тело. Толчок, создаваемый при использовании бедер увеличивает скорость движения ноги и дает огромный выигрыш в силе.
  • кроме того, даже если бедро выбрасывается в сторону удара, сила и скорость существенно уменьшаются, если весь корпус не движется по той же линии. Например, допустим, что при ударе в сторону по кирпичной стене, бедро и нога движутся по одной линии, а корпус нет. Кирпичная стена неподвижна, так что сила удара возвращается назад к бьющему. В этот момент корпус и нога действуют как два тела, связанные тазобедренным суставом. Нога движется назад под действием силы реакции со стороны стены. Эта сила приводит к обратному толчку бедра, однако корпус продолжает двигаться в первоначальном направлении. В конечном итоге результирующая сила уменьшается, поскольку составляющие действуют в противоположном направлении.

Если же корпус, бедро и нога находятся на одной линии и движутся в одном направлении либо через стену (разбивая или стену, или ногу человека), либо от нее, в обоих случаях развитая скорость и сила не отводятся в разные стороны, а действуют в одном направлении. Сила и скорость могут изменить направление на обратное, однако ни сила, ни скорость, никогда не уменьшаются, разделяются, не гасят сами себя.

Сводить до минимума резкие изменения в ритме и движении.

Перед и во время любого удара не следует делать внезапных заметных движений глазами или корпусом. Если во время поединка атакующий движется, это движение должно продолжаться как можно дольше вплоть до момента, когда удар непосредственно наносятся. Смысл в любом случае заключается в том, чтобы противник не мог предугадать, в какой момент будет нанесен удар.

Использовать ложные движения глазами и периферическое зрение.

Поскольку глаза (быстрые взгляды, перекос зрения и т.д.) часто выдают, куда будет нанесен удар, то слежение за движениями глаз противника может дать информацию о его непосредственных намерениях. Поэтому умный воин всегда следит за глазами противника, однако использует ложные движения собственных глаз, чтобы скрыть свои намерения. Кроме того, наряду с фокусированным взглядом следует пользоваться периферическим зрением, поскольку это позволяет визуально контролировать большую область. С другой стороны, узко фокусированный взгляд неизменно заставляет концентрироваться на одной малой области в каждый момент, пренебрегая другими точками, открытыми для атаки.

Ударная техника ног в Хапкидо при всей ее легкости далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Естественность и свобода движений принимаются за основу динамики всеми школами Хапкидо. Существует много вариантов выполнения ударов ногой, определяемых типом движения, его траекторией и исходным положением атаки. Базовая техника их выполнения состоит в следующем.

Основа для сильного удара закладывается слаженной работой мышц живота и поясницы. В конечной фазе толчкового удара позвоночник «раскрывается», поэтому в начале атаки требуется, чтобы позвоночник был согнут в поясничной области. Такое положение для большинства ударов дает возможность исходному импульсу свободно перетекать из корпуса в ударную ногу. В общем случае таз следует двигать в направлении удара, одновременно поворачивая пятку опорной ноги вперёд, для того, чтобы сила всего тела (особенно брюшных мышц) была приложена в направлении удара, поскольку силы одной ноги недостаточно для получения нужного сокрушающего эффекта.

В первой фазе удара нога, согнутая в колене, выводится вперед так, чтобы колено было направлено в сторону предполагаемого контакта с противником. Это движение проводится за счет мышц живота и поясницы. Древняя поговорка гласит: «живот — отец, поясница — мать, а колено — основа силы, скорости и точности удара».

Во второй фазе удара нога распрямляется и стопа выводится в зону удара. В третьей, завершающей фазе стопа приводится в нужное положение одновременно с «дорабатывающим» толчком бедром. Скорость и хлесткость, появляющиеся от движения стопы, подкрепляются мощным толчком бедром. Конкретное же положение каждой части тела зависит от типа удара.

Все три фазы удара проводятся в одни такт, превращая их в единое, скоростное движение.

В значительной степени мощность удара зависит и от того, как возвращается нога после момента концентрации силы. Возврат одинаково важен как для прямых, так и для круговых атак. В прямолинейных движениях бедро и стопа должны заканчивать удар таким образом, чтобы нога могла вернуться в исходное положение по той же траектории, по какой проводился удар. В круговых движениях нога возвращается на силе инерции удара, продолжая его траекторию.

Описанная последовательность мышечного «включения» составляет основу ударной техники ног. Все другие варианты «включения» считаются производными. Это относится ко всем маховым ударам, когда в исходном положении атакующая нога отведена назад с сильным прогибом в пояснице, и к «раскручивающим» ударам, когда удар строится на инерции разворота из «собранного» положения корпуса.

При ударах ногами опорная нога должна быть слегка согнута; колено и голеностоп играют роль амортизатора. Пятка не должна отрываться от пола, иначе площадь опоры уменьшается, нарушится равновесие, икроножная мышца будет слишком сильно напряжена, что приведёт к совершенно не нужной дополнительной усталости.

Руки при ударах ногами должны располагаться как можно ближе к бёдрам для проведения последующих мгновенных защитно-атакующих действий, либо могут быть выброшены в направлении удара. Смотреть всегда следует в сторону удара, подбородок опущен.

Колено ударной ноги в основном выносится вперёд перед телом. Очень важна высота, на которую поднято колено перед нанесением удара, поскольку она определяет уровень, которого достигнет ступня (голень вращается вокруг оси, роль которой играет колено),- так же, как и силу разгибания ноги. Следовательно, удар ногой состоит прежде всего в том, чтобы задействовать колено; если нога достаточно расслаблена во время движения, она без усилия повернётся вокруг колена, как на шарнире.

После удара ногу следует немедленно расслабить, чтобы позволить коленному суставу спружинить в обратном направлении, а также мгновенно вернуть в исходное положение для обретения устойчивости и равновесия.

Необходимо помнить, что движения ног в перемещениях абсолютно идентичны ударам, только при ударах нога ставится не на пол или землю, а на какую-нибудь часть тела противника. При ударах ногами необходимо следить за положением тела. Для этого нужно добиться, чтобы движения ног и рук были взаимонезависимы: обратите внимание на свою ходьбу, как движутся руки и ноги. То есть необходимо при ударах ногами не терять контроль над руками.

Методичное и изнурительное изучение техники каждого удара в Хапкидо ставит перед адептом только одну цель — постепенный переход от выполнения движения по строго предписанным канонам к свободной ударной технике, лишенной какой бы то ни было формы. Удар должен строиться так, как это необходимо для эффективной атаки, все остальное имеет значение лишь в процессе тренировки.

Традиционно считается, что сила любого удара Хапкидо распространяется из области дан-джон, находящейся в нижней части живота. Область данджон — это аккумулятор внутренней энергии человека, составляющей его биоэнергетический потенциал. Умение концентрировать энергию в зоне данджон и контролировать ее распределение в разные части тела составляет внутренний аспект Хапкидо

Для использования силы энергетического импульса особенную сложность представляют двойные и тройные удары одной ногой, проводимые без касания земли в фехтовальном режиме. Из любого начального положения импульсным выбросом проводится удар по нижнему уровню, обозначающий атаку в ноги. На возврате движение ноги накладывается на встречный импульс (получается что-то вроде невидимой ступени) для второго удара в голову. Удар, проводимый в этой технике, требует сильной опоры и развитого чувства баланса.

Если хотите добиться успеха в бою, необходимо постоянно атаковать ноги противника, проводить упреждающие атаки, т.к. защитить ноги очень трудно из-за того, что они «прижаты» к полу (земле) весом тела и очень быстро из-под атаки их не уберёшь. Да и удары по ногам позволяют забрать силу у рук, так как для того, чтобы ударить рукой, необходимо вложить в удар пружинящее усилие ног; а если последние отбиты на нет?

Однако на занятиях воин хапкидо не только учится нанесению ударов ногой, но и знакомится с наиболее эффективными способами обороны от таких видов атак.

Главное правило оборонительных действий против атак ногой заключается в том, чтобы быстро уклониться от удара. Такая тактика обороны не только заставляет атакующего промахнуться, но и даёт защищающемуся возможность, в соответствии с теорией непрерывного движения, быстро провести собственную контратаку с использованием техник ударов ногой.

Комбинации из двойных ударов ногами.

Методы наработки

  1. обычный порядок исполнения
  2. обратный порядок исполнения (когда начинаете с последнего технического действия)
  3. по воздуху
  4. по лапам
  5. с партнёром, выполняя комбинацию в атакующем режиме (в прямом и обратном порядке исполнения комбинации)
  6. с партнёром в защите от него (в прямом и обратном порядке исполнения комбинации)

1. Из левосторонней боевой позиции нанесите правый прямой пинок вперёд, с постановкой ударной ноги вперёд, развернитесь через спину на 180 градусов и нанесите левой ногой задний пинок.

2. Из левосторонней боевой позиции нанесите удар внутренней стороной правой стопы снаружи- вовнутрь и с постановкой ударной ноги вперёд, развернитесь через спину на 180 градусов и нанесите левой ногой боковой пинок.

3. То же самое, но вместо бокового удара с разворота нанесите обратный круговой удар пяткой.

4. Из левосторонней боевой позиции нанесите боковой удар правой ногой, и, с постановкой ударной ноги вперёд, развернитесь через спину на 180 градусов и нанесите левой ногой боковой удар.

5. Те же удары, но боковой удар ногой наносится без разворота через спину.

6. Из левосторонней боевой позиции нанесите круговой удар правой ногой на нижнем уровне (лоукик), и, с постановкой ударной ноги вперёд, развернитесь через спину на 180 градусов и нанесите левой ногой обратный круговой удар пяткой .

7. Из левосторонней боевой позиции нанесите нисходящий удар пяткой правой ноги, и, с постановкой её на пол нанесите левой ногой круговой удар подушечками пальцев.